Первый квартал оказался провальным для автострахования: в первом квартале 2010 г. оно показало худшие показатели за историю страхования в России. Но по мнению участников рынка, по итогам года рынок отыграет падение 1-го квартала и выйдет на уровень 2009 г. При этом общая картина в страховании оценивается экспертами вполне позитивно. Аналитики видят выход в повышении тарифов.
По данным ФССН, в 1-м квартале 2010 г. у 88 операторов рынка уровень выплат превысил 100% и каждый третий страховщик, входящий в ТОР-30, выплатил по КАСКО больше, чем заработал.
«Такая динамика отразилась на общих показателях компаний, основу портфеля которых составляют моторные виды страхования. Многие страховщики в I квартале 2010г. потеряли весомую долю портфеля», - отмечает начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО СК «Россия» Мария Гуляева.
По данным ФССН, в Самарской области ситуация по ОСАГО хуже, чем по России в целом: коэффициент выплат в первом квартале составил 88%; по страхованию КАСКО - 84%, этот показатель несколько лучше, чем по рынку целом. «Региональные компании в основном формируют неплохую статистику. Размеры выплат у местных игроков не превышают нормальных показателей. А вот у федеральных компаний показатели плохие, - считает владелец компании «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев, - в этой ситуации для крупных компаний выход будет найден в задержках платежей, или, если не будет задержек, выплаты будут составлять на 10-15% меньше, чем реальный ущерб. Другой вариант - это подъем тарифов». В этой ситуации по мнению эксперта в более выигрышной позиции оказываются местные игроки.
По мнению президента перестраховочной компании «Волга» Наталии Лисиной, то, что компании показывают высокий процент по коэффициенту выплат, вполне закономерно, количество договоров в первом квартале сократилось, а выплаты идут по договорам, заключенным ранее. «Коэффициент выплат достаточно существенный показатель. При условии, что уровень выплат соразмерен с показателями предыдущих лет, это нормально. Необходимо учитывать, что в общем по итогам I квартала рост выплат увеличился на 20% и на 20% произошло снижение объема заключаемых договоров. Если коэффициент выплат находится в этих рамках, то это нормально, но если больше, то можно говорить о том, что компания демпинговала или вела необоснованную андеррайтинговую политику», - считает Лисина.
По мнению эксперта направления рейтингов страховых компаний агентства «Эксперт РА» Натальи Комлевой, за 1,5 года кризиса в стране накопился отложенный спрос и в ближайшее время он начнет реализовываться. «Уже в апреле 2010 года был отмечен рост продаж новых автомобилей. В 2010 г. объем рынка КАСКО останется на уровне 2009 г., то есть отыграет падение 1-го квартала 2010 г.», - прогнозирует аналитик.
«Ситуация в автостраховании сейчас очень тяжелая, пожалуй самая тяжелая за всю историю страхования в России с 90-х годов, - считает Кокорев, - это важно для рынка, так как сейчас очень большая зависимость компаний от автострахования. Объем застрахованных машин в 90-е был в разы меньше, были более популярны другие виды, сейчас у многих компаний автострахование занимает до 80% портфеля. У большинства компаний, конечно, диверсификация более сильная, но даже по тем, у кого 30-40% автострахования в портфеле, эти плохие показатели ударят очень больно».
Оценивая розничное страхование в целом, Гуляева отметила, что этот сектор требует большего времени для восстановления, а также, если учесть потерю доверия населения к системе страхования вследствие некачественного и несвоевременного урегулирования убытков, можно с определенной степенью уверенности сказать, что по итогам 2010 года этот сегмент покажет падение и сохранит достаточно высокий уровень убыточности несмотря на общую стабилизацию экономики.