Эксперты подвели итоги автопроизводства и автопродаж за шесть месяцев 2010 года. В целом, статистика внушает оптимизм: автопром хорошо потрудился, а покупатели хорошо потратились. При этом первых стимулировал повышенный спрос на автомобили, а вторых – окончание кризиса и программа утилизации.
По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», в первом полугодии с конвейеров российских автозаводов сошло более полумиллиона машин. Если быть более точным, отечественный автопром выпустил 564 590 автомобилей, в том числе грузовиков, автобусов и грузовых шасси. На легковые авто пришлась львиная доля всего производства: за полгода в стране было собрано 489 076 легковушек, что на 68,7% больше, чем в прошлом году.
Что характерно, впервые выпуск отечественных моделей начал уступать иномаркам. И если первые были выпущены в количестве 228 878 штук (+53,3% к уровню 2009 года), то количество последних уже перевалило за 260 тысяч (+85%). При этом машин, произведенных по методу промсборки, в этом году уже выпущено более 180 тысяч штук, на 80,6% больше, чем в 2009.
Лидеры по производству, разумеется, не поменялись. Это АвтоВАЗ, которому несказанно повезло с программой утилизации: за полгода с тольяттинских конвейеров сошло 217 640 автомобилей, что в полтора раза больше от уровня прошлого года. Отметим, что в 2009 году склады дилеров были затоварены «Ладами», спрос на которые резко упал благодаря мировому кризису.
Среди производителей иномарок отличился «Автотор», где производство выросло на 87% и составило 61 662 автомобиля за полгода. Для автозаводов, выпускающих автомобили в режиме промсборки, больше всего машин было выпущено калужским заводом Volkswagen (55 696 шт., +121,5%), московский «Автофрамос» (40 010 шт., +66,9%) и всеволожский завод Ford (36 941 шт., +50%).
При этом с каждым месяцем автопром совершает все новые трудовые подвиги. В июне, например, по данным аналитического агентства «Автостат», было выпущено немногим более 107 500 легковушек – это в 1,8 раза больше, чем год назад.
«Положительная динамика объясняется «эффектом низкой базы», – комментируют успехи автопроизводителей эксперты «Автостата». – В июне прошлого года в связи с падением авторынка и затовариванием складов большинство российских автозаводов продолжали работать в сокращенном режиме, а всеволожский завод Ford в конце мая останавливал производство для корректировки производственной программы. Вместе с тем в июне нынешнего года предприятия автопрома продолжают наращивать производство в связи с действием утилизационной программы, а также сезонным оживлением рынка. В частности, АвтоВАЗ, равно как и СП «GM-АвтоВАЗ», в прошлом месяце работали в дополнительные рабочие смены по субботам. Петербургский завод «GM-Auto», на котором в конце июня стартовало производство Opel Astra нового поколения, перешел на двухсменный режим работы».
Программа утилизации автохлама, которая является одной из основных причин такого оживления, заставила многие предприятия пересмотреть производственные планы. В частности, как сообщает «Автостат», АвтоВАЗ решил выпустить до конца года 572 тысячи автомобилей, что почти в два раза превышает прошлогодний выпуск. Петербургский завод Nissan рассчитывает собрать за год 25 тысяч автомобилей; завод Toyota, также расположенный в северной столице, поставил перед собой план в виде 14,7 тысячи Camry; «Автотор» намерен поставить рекорд и выпустить 140 тысяч автомобилей (в 2,3 раза больше, чем в 2009 году); «Автофрамос» набирает дополнительный персонал и рассчитывает выпустить 160 тысяч машин до конца года.
В продажах погоду по-прежнему делает продукция многострадального российского автопрома. Как и раньше, девять из десяти «топовых» моделей производятся на отечественных автозаводах, однако российские иномарки потихоньку теряют свои позиции и понемногу оттесняются более дешевыми «Ладами». Собственно, как раз «Лады» и занимают ровно половину первой десятки: за полгода в стране, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, было продано почти 60 тысяч «Приор» и более 51 тысячи «семерок». Впрочем, если рассматривать отдельно июньские продажи, нетрудно заметить, что на сегодняшний день именно ВАЗ-2105/07 пользуется наибольшей популярностью. 11 516 «Приор» против 16 839 «классик» – это ли не показатель истинных предпочтений населения, сметающего из автосалонов по 500 «семерок» ежедневно? Что еще интереснее, за год продажи «классики» взлетели сразу на 212% – к примеру, в июне 2009 года дилерам удалось реализовать менее 5,5 тысячи экземпляров этой модели.
Третью и четвертую строчки наиболее популярных машин делят еще два детища «АвтоВАЗа» – «Самара» и «Калина». За полгода 49 тысяч покупателей выбрали «Самару», еще 40 тысяч стали счастливыми обладателями «Калин». Тем не менее, в июньской статистике эти модели тоже умудрились поменяться местами.
Следующие две строчки вполне заслуженно занимают Ford Focus и Renault Logan. Обе модели давно уже снискали себе славу «кредитомобилей», да и в полугодовом «тираже» они отличаются менее, чем на 400 экземпляров. Отметим, что по состоянию на конец прошлого года обе иномарки были готовы занять «призовые» места.
Как уже отмечалось, предпочтения покупателей практически не меняются: первая десятка, как и прежде, уже больше года состоит из одних и тех же имен. При этом в топе находится лишь одна модель, которую не производят в России – это Daewoo Nexia. Годом ранее одну из верхних строчек занимала «малютка» Daewoo Matiz, однако сейчас она отошла на 11 место, уступив «Ладе 4x4». Последняя, в свою очередь, после полученных усовершенствований конструкции, находится сейчас на седьмом месте по популярности.
Впрочем, достаточно посмотреть на Топ-25 по версии «Ассоциации европейского бизнеса в России», чтобы понять, какие автомобили на самом деле предпочитают россияне.
Всего же автодилерам за полгода удалось реализовать 790 517 новых автомобилей, что всего лишь на 3% превышает прошлогодний уровень. На июньские продажи пришлось немногим менее 175 тысяч машин против 120 тысяч, реализованных в июня 2009 года.
«Мы ожидаем годовые продажи на уровне 1,67 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей, – комментирует отчет председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. – Государственные стимулирующие программы продолжают оказывать положительное влияние на низкий ценовой сегмент, но в настоящее время очевидный рост наблюдается во всех сегментах рынка. Доступность кредитных программ также является важнейшим фактором развития рынка во втором квартале».
Кроме того, эксперты ожидают некоторого дефицита автомобилей, который даст о себе знать осенью. Впрочем, нашим людям к этому не привыкать: пока программа утилизации еще только набирала обороты, наиболее дешевые «семерки» уже пропали из автосалонов. АвтоВАЗ, в свою очередь, не забыл поднять цены на свою продукцию: в итоге цена ВАЗ-2107 вплотную приблизилась к 200 тысячам рублей. И тем не менее, спрос только растет, соответственно, автозаводы пока продолжат работать в две смены, а покупатели не перестанут стоять в очередях за наиболее дешевыми машинами. Которых, разумеется, на всех желающих не хватит.