Федеральная таможенная служба разъяснила новые правила оформления личного транспорта, перемещаемого по территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Жители соседствующих республик смогут провозить иномарки через государственную границу без уплаты пошлин и налогов, если автомобиль используется исключительно в личных целях, то есть не предназначен для перепродажи. Если же автомобиль ввозится в Россию для реализации, то определяющим моментом в назначении или отсутствии дополнительного платежа будет дата регистрации иномарки на территории Казахстана или Белоруссии – 1 января 2010 года.
Основные опасения, связанные с открытием границ, в частности с Белоруссией, высказывали официальные дилеры и собственники компаний, работающие на вторичном рынке автомобилей. Они были связаны с возможным потоком европейского неликвида, который будут сбывать белорусы по экономичным расценкам и тем самым отвоюют долю рынка дилеров бюджетных иномарок или местных перекупщиков. Но не тут-то было.
В условиях соглашения прописано, что если автомобиль был зарегистрирован на территории Белоруссии или Казахстана после 1 января 2010 года, то при ввозе его в Россию для дальнейшей перепродажи с его владельца взимается денежная сумма – разница между уплаченной пошлиной при импорте в Казахстан и действующими ставками РФ.
То есть для продажи машин, которые попали в союзные республики в этом году, отмена таможенных границ не предполагает «халявных» условий.
С 1 июля текущего года в силу вступил новый кодекс Таможенного союза, который предполагает беспошлинное перемещение товаров по территории России, Белоруссии и Казахстана. Одно важное условие – этот товар должен производиться на территории этих трех государств. Для товаров иностранного производства, то есть выпущенных за пределами данных территорий, действуют единые ввозные пошлины для всех трех стран-участников. Фактичекси исчезают таможенные границы, а все соответствующее оформление поисходит на государственных границах.
Растаможить бэушную машину на территории Белоруссии можно было намного выгоднее: пошлина там составляла от 0,35 до 0,7 евро за куб. см. Сейчас минимальный тариф по кодексу – 1,5 евро/куб. см(на иномарки до пяти лет с двигателем менее одного литра). То есть доплата может составить от 0,8 до 1,15 евро за куб.
Что касается иномарок, которые зарегистрировали в Белоруссии или Казахстане до 1 января текущего года, для них доплата разницы не требуется.
Никаких пошлин не предполагается, если водитель въезжает на территорию России исключительно в целях личного использования автомобиля – командировка, отпуск, путешествие и прочее. При этом водитель должен постоянно проживать на территории Казахстана и Белоруссии и иметь такую же постоянную «прописку» для своего авто. В качестве подтверждения подойдут паспорт с отметкой о регистрации и свидетельство о регистрации транспортного средства. Эта «льгота» предусмотрена только для тех, кто приобрел машину после 1 января 2010 года.
В Челябинской таможне указывают, что хитроумная схема ввоза иномарок с целью перепродажи, но под предлогом посещения страны не сработает: генеральную доверенность с правом проведения всех регистрационных действий на авто с иностранными номерами оформить нельзя. Поэтому все равно придется снимать машину с учета и доплачивать разницу пошлин.
Существуют еще некоторые ограничения по ввозу иномарок. Как видим, те машины, которые попали на территорию Казахстана или Белоруссии до 2010 года, никаких доплат при ввозе в Россию не требуют. Это значит, что старые «европейки», «американки» могут отравляться к нам целыми потоками на достаточно выгодных условиях. Но эта «радость» пресекается еще одним положением.
С 1 января нынешнего года в Россию фактически запрещен ввоз иномарок с экологическим классом ниже Евро-4. На транспортные средства, которые не соответствуют этой норме, ПТС не выдаются.
Стандарт Евро-4 был введен в Европе в 2005 году, а это значит, что автомобили, выпущенные ранее этого года, к нам попадать не будут.
Получается, что ожидание беспрепятственного и выгодного ввоза машин из-за границы в условиях Таможенного союза не оправдались. Дабы в Россию не стеклся западный автохлам, ввели ограничения и по экологичности, и по дате местной регистрации. В целом выгода опредленная есть – российские пошлины в разы выше белорусских, и те, кто приобрели машину до 2010 года, смогут перепродать ее с выгодой для себя. В то же время новоиспеченные владельцы из Казахстана и Белоруссии никаких изменений на себе не испытают – российских налогов им не избежать. Эти меры прежде всего направлены на защиту потребителей и бизнеса, дабы поддержать конкуренцию и не допустить импорт продукции откровенно низкого качества.