Второй этап программы утилизации стартовал не столь решительными темпами, как это было в самом начале проекта, в марте-апреле текущего года. По данным «Автостата», за полтора месяца второй части утильпрограммы дилеры выдали порядка 50 тысяч сертификатов – четверть от возобновленного количества. За такой же период весной разошлось около 70 тысяч свидетельств. Специалисты считают, что это связано с введенной пропорцией по выдаче документов и продажам машин, а также с отсутствием минимальных запасов автомобилей в салонах, которые были у них на начало года.
Второй этап программы утилизации был объявлен в июне, когда 200 тысяч сертификатов, первоначально рассчитанных до ноября, ушли влет за 3,5 месяца. Тогда Владимир Путин выдвинул предложение поддержать интерес автовладельцев и отечественный автопром и выделить еще 10 млрд на программу.
Дабы рационально распределять имеющиеся сертификаты, Минпромторг РФ ввел пропорцию 3:1. Это значит, что дилер, который продал один автомобиль, может выписать только три новых свидетельства. Пока он не продаст второй, доступ к выдаче еще трех сертификатов ему закрыт.
Еще один нюанс. Раньше некоторые дилеры в условия договора с клиентом включали пункт, что он обязуется купить машину после утилизации именно в их салоне. В противном случае они отказывались принимать старый автомобиль, а соответственно, лишние обязательства и мороку. Сейчас представители Минпромторга и сами дилеры говорят, что право выбора есть.
В целом дилеры отмечают, что сейчас работать по программе стало легче: система устоялась, и от государства наконец начали поступать компенсации.
Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов считает, что вторая часть программы, если она выстрелит так же удачно, как и первая, обеспечит рост рынку еще на 5%. Напоминаем, что первая часть утильпроекта подтянула рынок на 10% вверх.
По прогнозу Минпромторга России, в 2010 году по программе будет продано 230 тысяч машин, еще 170 тысяч найдет владельцев в 2011 году. Со следующего года ведомство намерено запустить аналогичные проекты по утилизации грузовиков, автобусов и даже сельскохозяйственной техники. Пока эти программы находятся на стадии разработки и сбора информации по состоянию и требованиям рынка данных направлений.