Пока Владимир Путин катался на желтой Lada Kalina по трассе «Амур», простые смертные рассматривали ближайшее будущее АвтоВАЗа на Московском международном автосалоне-2010. Публике был показан универсал R90 - первый совместный проект с Renault/ Nissan. На фоне экспозиций иностранных автоконцернов стенд АвтоВАЗа смотрелся достаточно скромно, но и эксперты, и рядовые посетители автосалона признаются, что наконец увидели намек на светлое будущее российского автогиганта.
Собственно, универсал Lada R90 и был главным экспонатом вазовской площадки автосалона. Напомним, автомобиль построен на платформе B0 (Logan), которая также используется Renault и Nissan - партнерами АвтоВАЗа по альянсу. В Европе R90 известен под марками Renault R90 и Dacia R90 (румынский бренд). Серийное производство пяти- и семиместных универсалов должно начаться весной 2012 года на первой нитке главного конвейера, реконструкция которой идет уже несколько месяцев. Примерно тогда же АвтоВАЗ обещает наладить выпуск бюджетного автомобиля Lada Granta на базе Kalina - вместе эти авто должны будут стать основой вазовских продаж до 2015 года. Вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Артем Федосов заявил, что стоимость универсала в самой простой комплектации составит 400 тыс. рублей, а по желанию покупателя автомобиль будет оснащаться рядом опций.
Посетителям стенда АвтоВАЗа новинка в целом нравилась: в немного переработанном вазовскими инженерами и дизайнерами исполнении R90 смотрится симпатичнее французских и румынских аналогов. Специалисты также положительно оценили перспективы автомобиля на рынке, во всяком случае при условии того, что сроки его появления в продаже и цена будут соответствовать заявленным.
Премьерой стала и презентация спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/ GPS в вазовских автомобилях. Навигаторы, которыми уже давно оснащаются современные авто, вскоре будут ставить на Lada Priora и Lada Kalina – это первый опыт применения российской системы ГЛОНАСС в автомобилях. Серийная установка системы начнется уже в начале следующего года. Карта навигатора содержит 118 000 населенных пунктов и 350 000 «объектов интереса». В течение трех лет с момента покупки автомобиля владелец сможет бесплатно обновлять программное обеспечение.
В рамках автосалона АвтоВАЗ провел еще одно важное мероприятие – круглый стол с дилерами, которым была представлена новая сбытовая концепция предприятия. Как известно, маркетинг и дилерская сеть в последнее время – едва ли не самые больные места АвтоВАЗа. По сути, реформы начались лишь год назад, с приходом команды Игоря Комарова. Сначала долго и мучительно менялся менеджмент, ответственный за сбытовое направление, потом формировалась новая стратегия. Теперь АвтоВАЗ хочет основательно изменить взаимоотношения с дилерами. «Идей много, – рассказал президент АвтоВАЗа Игорь Комаров. - Буквально в ближайшие недели мы начнем серьезно реформировать работу с дилерами, менять систему расчетов. Стратегически мы хотим переходить на формирование производственной программы по заказу дилеров и уже добились в этом серьезных результатов. Второе: мы хотим повысить капиллярность дилерской сети. Сейчас идет оценка перспективности отдельных рынков и того, как накладывается наша сеть на те или иные регионы, потому что в одних наших дилерских центров очень много, а в других - практически нет. Третье: мы хотим уменьшить количество собственных дилеров, но повысить их эффективность. Пусть количество дочерних дилерских компаний будет составлять около 10%, но они будут обеспечивать продажи не менее 25% общего объема».
Еще одним нововведением, вероятно, станет то, что с октября завод начнет отпускать автомобили дилерам с 5,5-процентной скидкой относительно рекомендованной цены (сейчас 7%), но введет систему бонусов за выполнение намеченных объемов продаж (1,2%), за соответствие центров корпоративным стандартам (0,6%) и за высокое качество обслуживания клиентов (0,6%). В итоге самые эффективные компании смогут получить маржу в 7,9%. Продавцы Lada, кажется, поддержали инициативу. Почему до всех этих новшеств не догадались многочисленные менеджеры АвтоВАЗа нескольких последних лет – вопрос скорее риторический.