Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в очередной раз предлагает увеличить транспортный налог. Теперь переплачивать будут владельцы старых и неэкологичных автомобилей.
Минпромторг РФ вынес на обсуждение Госдумы законопроект об установлении ставки транспортного налога в зависимости от соответствия транспортного средства экологическим нормам и от возраста автомобиля. Согласно законопроекту, владельцы автомобилей старше 5 лет будут платить в два раза больше, чем сейчас. В 1,2 раза больше будут платить владельцы автомобилей, чей выхлоп соответствует экологическому стандарту «Евро-3» (например, «Лада-Приора»). А владельцы вазовских «десяток» и прочих автомобилей, соответствующих стандарту «Евро-2», будут платить в 1,6 раза больше, чем сейчас. В то же время ставка налога снизится на треть для тех, чьи машины загрязняют окружающую среду по стандарту «Евро-5» (например, автомобиль BMW 5). Для стандарта «Евро-4» ставка налога не изменится.
Напомним, что летом этого года правительство предлагало полную отмену транспортного налога. Вместо него планировалось увеличить акцизы на бензин. В итоге было принято печальное для автомобилистов решение — и налог оставить, и акциз на топливо повысить. Тогда Минпромторг «оправдался» тем, что в ближайшее время налог понизится. Вот он и понизился — преимущественно для владельцев новых иномарок.
В самом Минпромторге заявляют, что данное изменение ставки транспортного налога будет стимулировать граждан сдавать старые автомобили по программе утилизации и приобретать новые, соответствующие современным экологическим нормам. Однако по программе утилизации можно сдавать автомобили не моложе десяти лет, а транспортный налог предлагают увеличить для машин старше пяти лет.
По данным агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 июля 2010 года автомобилей старше пяти лет, но младше 10 лет в Самарской области насчитывается почти 187 тысяч. Для сравнения — общий парк легковых автомобилей региона — почти 800 тысяч
По мнению начальника отдела статистики агентства «АВТОСТАТ» Андрея Топтуна, у Министерства промышленности и торговли РФ нет необходимости стимулировать участие россиян в программе утилизации: «Сертификатов и так не хватает на всех, кто изъявил желание сдать в утиль свой автомобиль».
По мнению экспертов, идея повышения транспортного налога неудачна. «Предложение вкладывать транспортный налог в стоимость бензина было разумным. Однако от нее отказались. Нынешняя идея повышать собираемость налога за счет увеличения тарифов кажется мне неразумной», - считает заместитель генерального директора ОАО «Средневолжская логистическая компания» Александр Зиновьев.
По словам начальника информационно-правового управления ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Оксаны Никитиной, увеличение транспортного налога может привести к еще более драматичным последствиям: «Для компаний — перевозчиков на междугородных маршрутах ситуация может стать фатальной. Дело в том, что тарифы на перевозки устанавливает государство — и если после увеличения налога тарифы не будут пересмотрены, то перевозчики могут обанкротиться».
«В случае принятия законопроекта дополнительная финансовая нагрузка, как всегда, придется на рядовых граждан с небольшим доходом. Обеспеченные россияне эти нововведения переварят (в том числе по той причине, что обладают новыми иномарками и российскими автомобилями с высокими классами ЕВРО), а компании маршрутных такси и коммерческие грузоперевозчики компенсируют потери некоторым увеличением тарифов, что, опять же, отразится на малообеспеченных гражданах в виде повышения платы за проезд или цен в магазинах», - сообщил начальник отдела статистики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун.