Представители УГИБДД ГУВД Самарской области озвучили итоги проверки автошкол Самары. Из 56 учебных заведений, в которых побывали сотрудники госавтоинспекции, только девять автошкол полностью соответствуют нормам. В УГИБДД уверены, что качество образования в абсолютном большинстве автошкол оставляет желать лучшего: выпускники не могут выполнить элементарные фигуры вождения.
Никого из жителей Самары не пугает все возрастающее количество пробок на улицах города. Толпы новых курсантов все поступают и поступают в автошколы. Несмотря на то, что лишь два человека из 10, по статистике, затем садится за руль, на дорогах Самары не перестают возникать пробки из-за попавших в ДТП машин с буквой «У» на кузове. Почему так происходит и где искать причины низкого уровня подготовленности выпускников автошкол, ответы на эти вопросы Doroga63.ru попыталась получить у представителей госавтоинспекции и чиновников от образования.
В настоящее время на территории Самарской области лицензии на проведение учебных работ имеет 101 образовательное учреждение. Среди них: негосударственных образовательных учреждений – 65, муниципальных – 12, государственных – 24. По словам начальника отдела лицензирования образовательной деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Любови Драчинской, в соответствии со статистикой, начиная с 2008 года, в губернии наблюдается уменьшение количества выданных автошколам лицензий. Так, если в 2008 году были аккредитованы 38 образовательных учреждений, то в 2009 – 16, а 2010 – всего 13 автошкол. «Это говорит о том, что требования к автошколам и внимание к ним повысились, – заявляет Любовь Драчинаская. – Дело в том, что министерство образования и науки Самарской области только в том случае имеет право дать лицензию, если ГИБДД дает положительное заключение о соответствии материально-технической базы заведения».
Исполняющий обязанности начальника УГИБДД ГУВД по Самарской области Виктор Митник знает, как сегодня предприимчивые самарцы организовывают учебные автоцентры. «Организация снимает класс: три стула, десять компьютеров. Заключает договорные отношения с учителем, который в жизни, может, и не является настоящим педагогом, с владельцем машины, с неким автодромом – все есть. Юридически. После этого вновь организованная «автошкола» получает лицензию – договорные отношения не выполняются, машины непонятно на каких территориях ездят, люди, которые были заявлены в число преподавателей, отсутствуют», – говорит господин Митник. Впоследствии, 90% курсантов не могут выполнить элементарные фигуры вождения, в том числе и основные, являющиеся залогом безаварийного вождения. И масса столкновений, которые каждый день происходит в городе, по статистике, создают водители, имеющие опыт вождения от одного до трех лет.
В Самаре пока всего два автодрома: на Южно-обводной, принадлежащей ДОСААФ, и второй – на проспекте Кирова, где находится автошкола №2. Причем, на Кирова, кроме обучающихся в школе, также сдают экзамены курсанты со всего города. Пропустить через площадку такое количество людей и научить их при этом чему-то просто невозможно, уверен Виктор Митник.
В этом году 16 самарских автошкол получили предписания, работа трех приостановлена. Одна школа лишена лицензии. Ее можно только аннулировать или за невыполняемые, данные ранее предписания или за совсем грубые нарушения. Как рассказывает консультант управления по надзору и контролю в сфере образования министерства образования и науки Самарской области Альберт Будник, просто так отобрать лицензию у не соответствующей всем нормам автошколе нельзя: «Сами курсанты, как правило, не жалуются на качество обучения. Но если, например, будущий автомобилист не сдал экзамены в ГИБДД, и получается, что в автошколе его ничему не научили, он может обратиться в отдел по защите прав потребителей».
В ближайшее время, по словам Будника, в связи с изменениями в типовых программах меняются и требования к автошколам (необходимость тренажеров-манекенов, общей автоматизации учебного процесса). Поэтому следует ждать и нового документа, регламентирующего деятельность школ, который приблизительно будет называться «Требования к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку водителей». Возможно, этот документ внесет порядок в организацию новых автошкол и в организацию учебного процесса, способного обеспечить высокие результаты.