В этот раз поговорим об условиях движения, которые в жизни встречаются не часто. Но всё же встречаются.
Совсем без дороги
Любой автомобиль, в том числе и полноприводной, все же предназначается для движения по дорогам. Мало найдется водителей, которые постоянно пытаются проехать по кратчайшему пути, невзирая на условия.
Но необходимость проехать там, где вообще нет дороги, все же может возникнуть не только у путешественников, но и у любителей отдыха на природе. Нередко к облюбованному для отдыха месту нужно добираться по заросшему травой полю, через кустарник, а то и петляя между деревьями.
Главная опасность таких участков – всевозможные препятствия, надежно скрытые травой или кустарником. Самое правильное решение - остановиться и пройти по намеченному маршруту пешком. При этом стоит внимательно смотреть под ноги: кроме естественных препятствий вроде ям, камней, пеньков, под травой могут оказаться «следы цивилизации». Причем самые разнообразные – от битых бутылок до брошенного плуга или бороны.
Обращайте внимание на твердость и состояние почвы по намеченному маршруту. Старайтесь избегать мест, где почва упруго подается под ногой, участков песка, слабо покрытого растительностью. Маршрут оказался извилистым – пометьте его вешками. Используйте «подручный» материал – палки, сломанные ветки, которые можно найти на месте.
Неплохо воспользоваться услугами «Сусанина» - попросите наиболее опытного из ваших пассажиров идти перед автомобилем и показывать наиболее безопасное направление движения.
Конечно, вряд ли найдется такой осторожный водитель, который станет пешком изучать маршрут длиной в один-два километра, когда с дороги никаких серьезных препятствий не видно. Что ж, можно поехать и без разведки, соблюдая несколько простых правил.
Перед началом движения включите оба моста и пониженную передачу, не торопитесь, поддерживайте минимально возможную скорость. Внимательно следите за тем, что находится перед самым капотом. Обращайте особенное внимание на те места, где трава становится ниже и реже или, наоборот, вырастает заметно выше общего уровня. Здесь могут скрываться ямы, канавы или бугры.
Внимательно следите за поведением автомобиля. Если неожиданно нос автомобиля начал подниматься или опускаться, немедленно остановитесь, сдайте назад по своей колее, выйдите и посмотрите, в чем дело. Так же следует поступить, когда автомобиль внезапно начинает замедляться, а обороты двигателя снижаются. Причиной может быть участок рыхлой почвы или упор в какое-то жесткое препятствие – пенек, камень.
Сдавать назад нужно точно по своей колее. Рядом с колеей, буквально в нескольких сантиметрах, может оказаться яма, бугор, валун, которые вы не заметили, двигаясь вперед. И тем более не увидите, сдавая задним ходом.
Старайтесь избегать проезда через кустарник, пожалейте краску на крыльях и бортах автомобиля. К тому же тонкие и гибкие кусты могут иметь в основании отнюдь не безопасный пенек.
В лесу, проезжая между близко растущими деревьями, заранее посмотрите, хватит ли места для маневра. Убедитесь, что в случае необходимости сможете вернуться задним ходом. Опасайтесь низко висящих ветвей. О них можно не только кузов исцарапать, но и травму получить, если толстая ветка неожиданно «сыграет» в открытое окно.
После езды по густой траве или кустарнику обязательно осмотрите облицовку радиатора. Она может быть основательно забита травой и листьями. Все это следует немедленно очистить. Забитая облицовка радиатора может привести к перегреву двигателя.
Камни и скалы
Необходимость преодоления камней и скал может возникнуть в горах или каменных карьерах. Первое, на что следует обратить внимание, – давление в шинах. Обязательно проверьте его перед началом движения по каменистой дороге, особенно если вы давно не проверяли или снижали давление на мягком грунте. Даже при нормальном давлении острые края камней могут повредить боковину шины, а пониженное давление увеличивает риск повреждения боковины в несколько раз.
Прежде чем преодолевать скальные выступы, валуны, осмотрите предполагаемый маршрут движения и оцените размеры препятствия. Не пытайтесь проехать через препятствие, высота которого больше дорожного просвета вашего автомобиля. Ошибка в определении размеров препятствия может привести не только к застреванию, но и к серьезному повреждению элементов подвески и ходовой части автомобиля.
Заранее включите оба ведущих моста и понижающий ряд раздаточной коробки. Двигайтесь на первой передаче «внатяг», поддерживая минимально возможные обороты двигателя. Желательно иметь наблюдателя, который снаружи сможет показать вам наилучшее направление движения.
Каменные осыпи и участки, покрытые некрупными камнями, не представляют опасности с точки зрения повреждения автомобиля. Опасность здесь в другом. Как правило, такие участки имеют наклон в сторону обрыва или крутого откоса. Покрывающие их камни не связаны между собой и могут свободно перемещаться. Под действием веса автомобиля камни могут начать скользить в сторону обрыва, увлекая автомобиль за собой. Опасность намного увеличивается в случае скольжения колес при буксовании или торможении.
Поэтому и проезжать такие участки следует очень осторожно, на минимальной скорости, включив оба моста и понижающую передачу. Естественно, участок нужно осмотреть заранее, убедиться, что на пути вашего автомобиля нет ям, крупных валунов, ненадежных мест, где камни начинают перемещаться даже под ногой пешехода.
Тормозами здесь лучше не пользоваться – сцепление шин с каменной россыпью невелико, небольшое торможение способно вызвать блокировку колес и сползание автомобиля вместе с массой незакрепленных камней. При минимальной скорости движения для остановки будет достаточно выключить сцепление.
Относительно ровные каменистые участки в предгорьях и на плоскогорье не требуют применения средств повышения проходимости. Поверхность их остается твердой даже в дождливую погоду. Но от водителя они требуют повышенного внимания.
Двигаться здесь лучше всего по накатанной колее, однако сильно разгоняться не стоит. Всегда есть риск наскочить на камень, выступающий над поверхностью дороги. Если же вы решили не придерживаться накатанной колеи, скорость нужно снизить до минимума. Здесь торчащие из земли острые камни встречаются чаще, а заметить их сложнее.
Солонцы
Солонцы на территории России встречаются довольно редко, чаще их можно встретить, например, в степях Северного Казахстана. Большой солонец обычно имеет форму озера с ровной поверхностью, покрытой тонкой коркой засохшей грязи. Под ней – бездонная, полужидкая, соленая грязь.
Встречаются и небольшие засоленные участки диаметром до нескольких десятков метров. Как правило, поверхность их покрыта редкой растительностью и имеет сероватый цвет, как будто слегка подернута изморозью.
Местные жители обычно накатывают дорогу через солонец в жаркую погоду, когда поверхность солонца подсыхает на большую глубину. Толщина и прочность корки увеличивается, она способна выдерживать вес автомобиля. Толстая корка под тяжестью грузовиков уплотняется и образует твердую колею глубиной в несколько сантиметров. По такой колее можно смело ехать в сухую погоду.
Смоченная дождем поверхность колеи быстро размягчается и теряет прочность. Под весом автомобиля она продавливается и разрушается, обнажая жидкий слой грязи. Поэтому с началом дождя опытные местные водители ездить по солонцу не рискуют. Они выбирают другую дорогу, а если объезда нет, покорно ждут, пока поверхность солонца высохнет.
Почва вокруг колеи на взгляд кажется сухой и твердой. Но съезжать с колеи нельзя – неуплотненная корка легко разрушается, обнажая полужидкую субстанцию, напоминающую жидкое мыло. В такой ситуации нужно немедленно выжимать педаль сцепления и выключать передачу. Сцепление колес с почвой полностью отсутствует, с каждым оборотом колеса закапываются все глубже.
Выход один – выбираться с посторонней помощью, и как можно быстрее. Ждать и раздумывать некогда: автомобиль под собственным весом погружается в грязь, и чем дальше, тем быстрее.
Засосать автомобиль может основательно – мне пришлось видеть небольшой автобус, погрузившийся в солонец до уровня окон.