Автопроизводителей поставили перед фактом: хотите продавать свои машины в России – готовьтесь к тому, что модули ГЛОНАСС станут обязательными. Именно так можно в нескольких словах выразить смысл сказанного на встрече представителей компании «Навигационно-информационные системы» (НИС) с топ-менеджментом российских отделений зарубежных автоконцернов.
Ввоз в страну иномарок, не оснащенных такими модулями, предполагается запретить с 2013 года. Соответствующие поправки в технический регламент, как отмечает РБК Daily, уже находятся на стадии согласования с профильными ведомствами. Несмотря на то, что у инициативы на сегодняшний день нет никакой основы в законах, «Навигационно-информационные системы» это не смутило. В результате представители Peugeot, Toyota, GM и Volkswagen, присутствовавшие на встрече, были немало удивлены новостью.
Такие требования коснутся не только автомобилей, которые собираются в России, но и всех ввозимых на территорию страны иномарок. Аналитики уверены, что, с одной стороны, эффективность проекта ГЛОНАСС будет обеспечена принудительно, а с другой – исправленный техрегламент станет еще одним гвоздем в гробу импорта подержанных машин и в первую очередь праворульных «японок», столь популярных в народе.
Сегодня технический регламент предусматривает, что до 2012 года навигаторами должен быть оснащен пассажирский транспорт и спецтехника. При этом в документе не уточняется, какой именно модуль должен устанавливаться на автомобили, и у организаций остается право выбора: ГЛОНАСС или его американский собрат GPS. Запланированные поправки в регламент (судя по последним событиям, у лоббистов отечественных нанотехнологий нет никаких сомнений в успехе) должны сделать ГЛОНАСС обязательным для любого транспорта. В то же время запрещать GPS-навигаторы никто не собирается: они могут использоваться по желанию автовладельца.
«Если такие требования все же будут введены, это будет явным навязыванием услуг, в которых многие не нуждаются, – считает представитель Федерации автовладельцев России Ильяс Чанышев. – На мой взгляд, это сильно заинтересует ФАС. К тому же это нововведение снова поднимет и без того высокую стоимость автомобилей».
Ключевая функция ГЛОНАСС, на которую и возложены все надежды разработчиков, – это возможность в случае аварии отправлять сигнал бедствия в диспетчерский центр. Похожие сервисы уже есть в Европе, но простым переносом алгоритмов на приемники ГЛОНАСС автопроизводители не отделаются.
Очередная встреча назначена на февраль: специалисты НИС планируют объяснить автопроизводителям технические особенности работы ГЛОНАСС. Сами представители автоконцернов отмечают, что системы быстрого реагирования, такие как ЭРА-ГЛОНАСС или ее европейский аналог E-Call, могут оказаться весьма полезными, но в то же время инженерам необходимо решить проблему несовместимости обеих систем. Какие расходы придется понести автопроизводителям, пока неизвестно. Даже по самым скромным подсчетам, обязательная установка чипов ЭРА-ГЛОНАСС обойдется конечному потребителю как минимум в 500 евро.