Сотрудники самарской ГИБДД решили взглянуть на состояние безопасности дорожного движения глазами горожан. Мониторинг общественного мнения c помощью анкет завершится через несколько дней. Его результаты определят направления в работе Госавтоинспекции в 2011 году.
Суть мониторинга проста: на стационарных и линейных постах ГАИ, а также в РЭУ самарцам раздают анкеты. Опрашиваемым предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень безопасности на городских дорогах, а также уровень знаний ПДД жителей столицы губернии, назвать причины травматизма и предложить меры по улучшению обстановки на дорогах. Кроме того, часть вопросов носит несколько экзаменационный характер. Например, респондентов спрашивают, знают ли они о федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и каковы, по их мнению, цели этой программы.
Опрос проводят сотрудники отдела пропаганды ОГИБДД УВД Самары. Раз в квартал они опрашивают по 1000 человек. Результаты публикуются на сайте ведомства.
«Мы проводим такие мониторинги уже несколько лет, – говорит старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УВД по Самаре Ирина Тарпанова. – Это очень важно, потому что в анкетах есть вопросы, где нет предлагаемых ответов, люди должны сами ответить, и это нам помогает понять, в каком направлении работать. Мы видим пробелы в знаниях и, уже следуя из этого, составляем планы профилактических мероприятий. К тому же очень интересны ответы на такие вопросы, как «Какие меры нужно принять для снижения аварийности?» или «Разделяете ли вы мнение, что ремень безопасности может спасти жизнь, и если нет, то почему?»
Всего нужно ответить на 33 вопроса. Есть и весьма щекотливые. Например, респонденту нужно честно ответить, всегда ли он переходит дорогу в установленном месте, пристегивается ли ремнем безопасности, знает ли все правила и другие.«Для нас важны искренние и достоверные ответы, – говорит инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УВД по Самаре Елена Краснова. – Поэтому мы и не просим указывать фамилию и имя, все проходит анонимно. Наша цель – не наказать кого-то, а определить пути снижения дорожно-транспортного травматизма».
Большую часть анкет раздают автомобилистам – их оценки, пожалуй, самые полные и объективные. Людям разъясняют, что, ответив на вопросы, они могут повлиять на дорожную ситуацию в Самаре. Конечно, не все видят пользу в этом мероприятии. «Мне не вполне ясна цель подобного анкетирования, – говорит жительница Самары Евгения. – Ведь все наверняка упрется в некачественное покрытие дорог и водителей-дураков. Но если со вторыми ГАИ еще может худо-бедно бороться, то ремонты – это уже вне их компетенции. Если же претензии будут к сотрудникам ГАИ, то руководство просто ужесточит по отношению к ним административные меры. А затягивание ошейников только озлобляет. Может, это несколько пессимистичный взгляд, но у нас в стране почему-то любая инициатива разбивается о стену формализма и бюрократии. Так что «свежо предание, да верится с трудом»
Кстати, раньше в этих анкетах были вопросы и по коррупции в ГИБДД. Сейчас их по неизвестным причинам исключили. Хотя вопрос этот остается одним из самых острых, особенно для жителей больших городов. Например, недавнее исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что сотрудники ГАИ стоят на втором месте после врачей в рейтинге тех специалистов, которым рядовые россияне чаще всего дают взятки. Примечательно, что чаще всего «откупаются» жители крупных городов, а также россияне не старше 45 лет, обеспеченные и имеющие высшее образование граждане.
К слову, согласно последнему всероссийскому опросу ВЦИОМ, жители страны поставили ГИБДД оценку 2,8 балла из 5 возможных. Этот результат мало отличается от предыдущих.
Сколько баллов поставили работе ГИБДД самарцы, станет известно 25 декабря.