В ноябре в Правила дорожного движения были внесены поправки и дополнения, а помимо этого, в Тольятти появился новый автоматизированный автодром для сдачи экзамена на вождение. Как отразились оба этих события на методике приёма экзамена в нашем городе, нам помог разобраться начальник МРЭО г.о. Тольятти Валерий Анатольевич Воронцов.
Учите, учите и ещё раз учите!
Первый этап экзамена – это проверка теоретических знаний курсанта. В соответствии с поправками в ПДД, вступившими в силу 20 ноября этого года, изменения претерпели и сами билеты.
Валерий Анатольевич: «Но мы с вами должны понимать, что вступившие в силу изменения не носят кардинального значения – основы Правил и принципов дорожного движения остались прежними. И экзаменационные билеты для сдачи на водительское удостоверение не поменялись полностью, а получили лишь дополнительные и уточнённые формулировки вопросов».
Стоит отметить и изменение внешнего облика. Так, билеты с изображениями дорожных ситуаций выполнены на основе фотографий реальных дорожных развязок и моментов. Это вполне может улучшить восприятие изображённой ситуации, т.к. она будет более узнаваема по наблюдаемым в жизни примерам.
Валерий Анатольевич: «При сдаче экзамена не должно возникнуть никаких затруднений. Тем более что билеты в новой редакции также доступны для желающих досрочно с ними ознакомиться. Они должны быть в автошколах, розничной продаже. Открыты мы и для всемирной сети Интернет, так что там также можно найти материал для теоретического экзамена».
Новые билеты используются в подразделениях ГИБДД России также с 20 ноября. Многие автошколы города организовали в связи с этим дополнительные занятия для групп, прошедших обучение накануне, с разъяснением всех изменений.
От теории к практике
При положительном результате теоретического экзамена курсант допускается к практике.
Она, в свою очередь, состоит из двух этапов – это выполнение задания на закрытой площадке и движение по улицам общего пользования в условиях города. Здесь также возникает немало вопросов со стороны претендентов на водительское удостоверение, и большинство из них связано с открытием в Тольятти нового автодрома для первого этапа практического экзамена.
Новая площадка оборудована электронными средствами слежения за выполнением упражнений, что призвано исключить человеческий фактор при принятии экзамена и сделать этот процесс ещё более объективным.
Валерий Анатольевич: «Да, новый автодром построен по последнему слову техники, но стоит отметить, что сделано это из расчета на будущее. Сейчас все эти электронные системы фиксации при сдаче экзамена курсантом не используются».
Таким образом, курсанту предстоит на трёх упражнениях доказать умение водить и маневрировать инспектору ГИБДД. Методикой экзамена, конечно, предусмотрено больше упражнений: правая и левая параллельная парковка, гараж, эстакада, «змейка», разворот в замкнутом пространстве. Все они разбиты группами по три в несколько вариантов, и каждый раз перед экзаменом сотрудник автоинспекции выбирает определённый вариант.
Валерий Анатольевич: «Сейчас согласование проходит новая методика приёма экзамена. По ней количество обязательных упражнений увеличено до 12. Это, безусловно, сложные манёвры, но требующие знаний и умений от водителя для поддержания безопасности на дорогах города. Тогда же будет внедрена и автоматизированная система контроля за курсантом. Что, конечно, потребует от претендента на водительское удостоверение ещё большего внимания, ведь датчики очень чувствительны и непредвзяты в фиксировании нарушений пунктов ПДД».
Для успешной сдачи экзамена надо практиковаться, нарабатывать опыт. Для этого уже год, как действует обязательная норма вождения в автошколах: 50 учебных часов, из которых 19 – на закрытой площадке и 31 – в условиях города. Тренироваться, между прочим, можно и на новом автодроме.
Валерий Анатольевич: «Автоматизированный автодром работает не только в рамках приёма экзаменов на водительское удостоверение, но и открыт для курсантов, желающих получить дополнительную накатку. Но не существует никаких требований, по которым курсант сейчас должен пройти обязательные обучающие поездки на нем. Дело в том, что пока он действует в привычном режиме и, кроме как местом расположения и автомобилями (на новом автодроме предоставляются Renault Logan.– Прим. автора), ничем не отличается от других площадок».
Умение же курсанта находиться в потоке транспорта оценивается на втором этапе практического экзамена, когда вдвоём с инспектором ГИБДД они выезжают на городские улицы.
При зачёте всех этапов экзамена курсант уже получает долгожданное водительское удостоверение.