Российские эксперты предложили увеличить транспортный налог в 7-8 раз. Таким образом, уверены они, решатся сразу две проблемы: и пробок станет меньше, и дороги будут целее. Между тем это предложение на фоне последних изменений в российском законодательстве выглядит более чем странно.
В июле 2010 года власти заявили о том, что транспортный налог со следующего года, возможно, будет отменен. Вместо него было предложено увеличить акцизы на нефтепродукты. «Полагаю, эта новость порадует многих автолюбителей, которые по тем или иным причинам редко эксплуатируют свои транспортные средства, однако вынуждены платить этот налог наравне со всеми», – отметил тогда вице-премьер Сергей Иванов. Был подготовлен законопроект, согласно которому транспортный налог отменялся, а доходы от него компенсировались увеличением акцизов на нефтепродукты. Однако законопроект одобрения Госдумы не получил. Депутаты решили, что это может привести к росту цен на бензин.
Таким образом, с 1 января в России были увеличены акцизы на бензин, а транспортный налог был уменьшен в два раза. Региональным властям дали право устанавливать пониженные ставки вплоть до нулевой в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Налоговая ставка для автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил уменьшится с 5 до 2,5 рублей за 1 лошадиную силу, для авто мощностью от 100 до 150 л.с. – до 3,5 рублей, от 150 до 200 л.с. – до 5 рублей, от 200 до 250 л.с. – до 7,5 рублей. Для автомобилей мощностью более 250 лошадиных сил базовая ставка будет уменьшена до 15 рублей. «Изменения автовладельцы почувствуют только в 2012 году, – говорит заместитель начальника отдела налогообложения физических лиц УФНС по Самарской области Лидия Шевелева, – потому что в 2011 году они будут платить за 2010. И только через год – за 2011, уже по новым ставкам. Какими они будут – пока неизвестно. Это предстоит решить областным властям».
В этом же году автовладельцы будут платить налог по ставкам 2010 года. Ниже указаны параметры транспортного налога для Самарской области. Как можно понять из таблицы, в нашем регионе ставки трудно назвать минимальными.
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)
Кстати, в этом году регионам при понижении налога вдвое предоставили право устанавливать свои размеры повышающих коэффициентов. Так что, возможно, во многих областях сумма налога не изменится.
Некоторые категории граждан могут при уплате налога пользоваться льготами. Есть и такие, кто от уплаты и вовсе освобождаются. Это ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и другие. Кстати, наличие льгот и стало одним из аргументов противников отмены налога. Они рассудили, что если включить налог в стоимость бензина, то это ударит по карману льготников.
Тем не менее, несмотря на заверения властей, что повышение акцизов на нефтепродукты никак не повлияет на стоимость бензина, цены на горючее за две недели нового года выросли на 0,5-2 рубля. И на фоне этого негативного для автомобилистов явления предложение экономистов повысить транспортный налог в восемь раз прозвучало как гром среди ясного неба. Инициативу проявило НИИ транспорта и дорожного хозяйства. В открытых источниках директор института Александр Сарычев высказал мысль о том, что наша система налогообложения давно уже не соответствует потребностям бюджета. Сейчас, например, москвичи в среднем платят за свои авто 3000 рублей в год, а для поддержания дорог в хорошем состоянии необходимо, чтобы сумма налога составляла 35-40 тысяч рублей. Если повысить налог, рассуждает автор идеи, то содержание автомобиля станет многим не по карману. Таким образом не только решится проблема пробок, будут лучше и дороги, ведь по ним будет ездить меньше автомобилей. Кроме того, средства от налога пойдут на улучшение состояния дорог.
Пока повысить налог предлагают в Москве и Московской области. Апробировав нововведение в столице, можно будет реализовать его и в крупных городах страны.
Между тем автовладельцы возмущены этим предложением. «Транспортный налог идет в региональный бюджет, – говорит автомобилист Антон Бочков. – А там уже региональные власти решают, куда эти деньги девать. Так вот я сомневаюсь, что эти налоговые поступления направляют именно на ремонт дорог. Я такого еще от наших властей не слышал. И вообще хотелось бы, чтобы власти отчитывались за каждую копейку с этого налога».
«Я не думаю, что такое решение реально улучшит состояние наших дорог, – считает самарский автовладелец Юрий Петров. – Могу предположить, что правительство таким образом в очередной раз пытается поддержать АвтоВАЗ. Ведь если налог повысят, то содержать отечественную машину будет намного дешевле, чем дорогую иномарку».
Некоторые специалисты считают, что власти не рискнут принять такой закон в предвыборный год. Однако стоит напомнить, что в 2010 году были приняты такие непопулярные решения, как увеличение страховых взносов для предпринимателей и повышение акцизов на бензин. Кстати, вместе с повышением налога в НИИ транспорта и дорожного хозяйства предлагают еще и максимально увеличить штрафы за неправильную парковку, как в Нью-Йорке, сделать платным въезд в центр столицы, как в Лондоне, а также запретить регистрацию автомобилей без купленного стояночного места, как в Японии и Китае.
Кстати, в большинстве стран не существует единого транспортного налога. Вместо него есть налог на имущество, дорожный налог (налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс) и экологический налог (его ставки зависят от того, насколько автомобиль загрязняет атмосферу). Дорожный и экологические налоги включены в цену бензина.