В 2011 году областную госавтоинспекцию ждут большие перемены. Личный состав может сократиться, а потому в ГИБДД делают упор на техническое оснащение. За дорожным движением будут наблюдать видеокамеры, регистрировать авто можно будет не выходя из дома, а строить торговые центры и другие объекты массового скопления людей будут с учетом мнения госавтоинспекции.
Главная новость, которая у всех на устах, это сокращение личного состава МВД России на 20%. «Мы не знаем, коснется ли это сокращение нашего ведомства, – говорит начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области Игорь Антонов, – но, к примеру, в 2010 году штат УГИБДД уменьшился на восемь процентов. Если штат еще сократится, конечно, это безболезненно для нас не пройдет. Сотрудников и так не хватает. А в будущем может получиться такая ситуация, когда сотрудника ДПС будут чаще видеть по телевизору, чем в реальности».
Чтобы сокращение не сказалось на контроле безопасности дорожного движения, областная ГИБДД планирует ввести несколько новшеств. К марту в Самарской области должен появиться единый центр обработки данных, поступающих с камер видеонаблюдения. Сейчас в регионе действуют 76 зон контроля и 40 передвижных «арен». «В будущем ставка будет делаться на повсеместное внедрение современных видеокамер, круглосуточно фиксирующих правонарушения на дороге. Камеры действительно следят за порядком и делают водителей более дисциплинированными», – сообщается на официальном сайте ГИБДД РФ. Между тем в Самарской области пока увеличивать количество приборов видеофиксации не планируют. Проблема в другом: нет достаточного технического оснащения и человеческих ресурсов для своевременной обработки той информации, которая поступает с имеющихся камер. Создание единого центра эту проблему решит. Автоматизация процесса позволит оперативно реагировать на дорожные нарушения и отправлять водителям уведомления о штрафах.
«Я не раз бывал за границей и заметил, что там очень редко можно встретить полицейского на дороге, – рассказывает генеральный директор радиостанции «Дорожное радио» в Самаре Борис Фрадков. – Тем не менее уведомления о штрафах нарушители получают регулярно. А значит, система видеофиксации действительно эффективна. Причем даже у нас. Я недавно продал приятелю автомобиль. А он не стал его переоформлять и ездит по доверенности. В результате каждые два-три месяца мне приходят квитанции о штрафе с фотографией моей бывшей машины. Так что я считаю, будущее за видеокамерами, а не за теми, кто прячется в кустах с полосатой палочкой».
Кроме того, облГИБДД намерена бороться по мере своих сил с плохими дорогами. К примеру, в конце декабря 2010 года областная госавтоинспекция направила письмо в министерство транспорта, связи и автомобильных дорог региона по поводу плохого состояния участка трассы М5 при выезде из Жигулевска. Однако в ведомстве Валерия Матвеева ответили, что пока на реконструкцию этого участка нет средств. В неудовлетворительном состоянии находится и еще один участок автодороги М5 в Сергиевском районе. Там в конце 2010 года произошло два ДТП подряд. УГИБДД направило письмо «хозяину» дороги – федеральному управлению автомобильных дорог в Пензе. Ответ порадовал – дорогу обещали отремонтировать в ближайшее время.
Вызывают нарекания автомобилистов и торговые центры и другие заведения для массового посещения людей, которые построены без учета дорожной обстановки в районе. Часто здания появляются на перегруженных перекрестках. В 2011 году УГИБДД намерено вносить коррективы в градостроительные планы области.
Пристальное внимание областная госавтоинспекция будет уделять и автошколам. Эта работа, по словам Игоря Антонова, ведется уже несколько лет и приносит неплохие результаты. Если в 2007 году экзамены в ГАИ сдали 69% курсантов, то в 2010 – только 25%. Организации, выпускающие неквалифицированных молодых водителей, отслеживаются и будут отсеиваться. Сейчас, по данным УГИБДД ГУВД по Самарской области, таких школ в регионе больше 100.
Большие надежды госавтоинспекция возлагает на обновление материально-технической базы. Так, в скором времени область получит 115 новых патрульных автомобилей. В настоящее время служебного транспорта недостаточно. Все автомобили планируют оснастить специальным оборудованием. Во-первых, в них установят внешние и внутренние видеорегистраторы. По мнению руководства ГИБДД, это поднимет дисциплину и самих сотрудников ведомства, и водителей. Кроме того, машины оборудуют системой позиционирования. Это система мониторинга подвижных объектов и видеонаблюдения, которая позволяют оператору, находящемуся, например, в дежурной части, контролировать месторасположения автомашин и оперативно принимать решение о направлении того или иного экипажа на место совершения правонарушения. Также в патрульных машинах будет организован доступ ко всем базам данных правоохранительных органов. Это облегчит работу госавтоинспекторам: они смогут немедленно получить исчерпывающую информацию о проверяемом автомобилисте и его транспорте.