АвтоВАЗу придется принять условия Северстали покупать дорогой металл. Антимонопольная служба России не нашла нарушений в ценовой политике металлургического предприятия. Некоторые российские автопредприятия, не ожидавшие такого исхода, вынуждены уйти на каникулы, пока не будет заключен договор о поставках металла.
Еще в декабре ОАО «Северсталь» заявила своим клиентам о повышении цен на на металлургическую продукцию: тонколистового холоднокатаного, горячекатаного и оцинкованного рулонов. Свое решение череповецкий завод аргументировал тем, что российские автопредприятия по экономически показателям вышли если не на докризисный уровень, то уже близко к нему, следовательно они могут позволить платить за металлопрокат дороже, ранее же комбинат просто дотировал автозаводы. Так, по данным Северстали, АвтоВАЗ покупал металл по $600 за 1 тонну в среднем при мировых ценах, превышающих $700. Поэтому металлурги заявили о намерении увеличить стоимость своей продукции в 2011 году на 20-30 процентов.
АвтоВАЗ таким действиям поставщика дал резко негативную оценку. Покупать металл на 30 процентов дороже автогигант не изъявил желания. Его поддержала и группа компаний «Соллерс». По мнению автопроизводителей, металлопрокатные фирмы не обосновали столь резкий рост цен. В свою очередь Северсталь заявила о том, что на ценовую политику повлиял рост цен на сырье, а также рост тарифов.
В конце 2010 года Волжский завод сделал официальное заявление, что если договор с Северсталью будет подписан на условиях череповецкого предприятия, то цены на продукцию АвтоВАЗа поднимутся в среднем на 3,5-4 процента. Это связано с тем, что Северсталь обеспечивает 60% потребностей тольяттинского завода, следовательно, производство автомобилей значительно подорожает. Однако металлурги это заявление раскритиковали.
«Согласно материалам совместной рабочей группы Северстали и АвтоВАЗа, чтобы цена на машину выросла не менее чем на 3%, как было сказано в комментариях представителя АвтоВАЗа, нужно, чтобы цена на металлопрокат от всех поставщиков выросла не менее чем на 70%, – говорится в сообщении ОАО «Северсталь». – При этом есть еще такой нюанс: за последние шесть лет цена на российские автомобили выросла на 34%. При этом стоимость металла выросла за это же время на 7%».
В конце декабря АвтоВАЗ сумел договориться с Северсталью о заключении договора на январь. По условиям соглашения, цены на металл в январе остались на уровне 2010 года. После чего автогигант обратился в управление федеральной антимонопольной службы России (УФАС) с жалобой на нарушение Северсталью антимонопольного законодательства. Проверка завершилась недавно.
«ФАС России не выявила признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Северсталь» при установлении цен для ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс» в 2011 году на автомобильный лист, – говорится в официальном сообщении УФАС России. – В ходе антимонопольного расследования ФАС России выявила, что основной причиной повышения в начале 2011 года цен на эти виды металлургического проката стало увеличение себестоимости его производства, обусловленное повышением цен на основное сырье (уголь, железорудное сырье), а также ростом тарифов субъектов естественных монополий. При этом ФАС России установила, что ОАО «АвтоВАЗ» закупает значительные объёмы металлопродукции и имеет наиболее выгодные условия поставки продукции в сравнении с иными автопроизводителями, закупающими аналогичную продукцию у ОАО «Северсталь».
По мнению ФАС России, цены на некоторые виды тонколистового проката ОАО «Северсталь» с учетом текущего роста находятся на уровне, сопоставимом с уровнем мировых цен на аналогичную металлопродукцию».
На АвтоВАЗе пока ситуацию не комментируют. Однако, как стало известно, Волжский завод заключил временный договор с череповецким металлургическим предприятием на февраль, поскольку запасов металла у АвтоВАЗа хватало только до конца января. А вот ульяновскому автомобильному заводу, входящему в группу компаний «Соллерс», пришлось уйти на внеплановые каникулы с 1 по 14 февраля.
Автопроизводители все же надеются, что разобраться в этой ситуации им помогут федеральные власти. В конце прошлого года АвтоВАЗ, «Соллерс», «Группа ГАЗ» и «КамАЗ» направили письмо с жалобой на металлургические компании министру промышленности и торговли Виктору Христенко.
Если и власти не помогут, то, скорее всего, АвтоВАЗу придется платить за металл на 30% больше. Это не сможет не отразиться на потребителях. 26 января АвтоВАЗ повысил цены на автомобили в среднем на 4%. «Данное изменение стоимости не учитывает требование Северстали по 30-процентному повышению цен на металл, – говорится в официальном сообщении компании. – Переговоры АвтоВАЗа и Северстали по поставкам на 2011 год не достигли результата, контракт пока не заключен. Если договоренность по стоимости металла не будет достигнута, АвтоВАЗ не исключает дальнейшего повышения цен на автомобили LADA».