Авто Самару загрузили в «матрицу»

Самару загрузили в «матрицу»

Дорожные проблемы Самары решит немецкая компьютерная программа PTV Vision. Чиновники департамента городского хозяйства и экологии совместно со специалистами самарского технического университета разрабатывают виртуальную модель города....

Дорожные проблемы Самары решит немецкая компьютерная программа PTV Vision. Чиновники департамента городского хозяйства и экологии совместно со специалистами самарского технического университета разрабатывают виртуальную модель города. Умная программа будет искать решения на заданные ситуации и выдавать наиболее оптимальный вариант.

О всесильной программе самарские власти заговорили еще пару лет назад. Разработанная педантичными немцами, она вот уже 25 лет успешно используется в 75 странах мира, в том числе в США, Англии, Ирландии, Голландии, Италии, Испании, Польше, Словакии, Австрии, странах Ближнего Востока. Программа представляет собой схему виртуального города. Это подробная карта, на которую наносятся дороги, улицы, площади, здания, архитектурные сооружения, остановки общественного транспорта. Для того, чтобы продукт заработал, необходимо внести в базы данных определенную информацию. Необходимо указать фактическую интенсивность движения, состав транспортного потока, скорость движения транспортных средств в свободном состоянии и при полной загрузке улиц. Также нужно внести геометрические параметры и пропускную способность улиц и дорог. Кроме этого, в программу вбиваются схема и расписание движения общественного транспорта. Для правильных расчетов требуется максимально точная численность населения, численность трудоспособного населения, количество рабочих мест и количество людей занятых в сфере услуг.

После внесения данных программисты начинают создавать компьютерный город. Дороги на карте разбиваются на участки, которые классифицируют согласно их назначению и параметрам. На каждом участке обозначаются максимальная скорость движения автомобилей и автобусов, пропускная способность, количество полос движения и другие характеристики. Программа должна знать все об уличной сети города: где и в какие часы скапливается транспорт, где самые узкие участки, где находятся дороги, которыми мало пользуются. Затем, когда виртуальный город «оживает», программе моделируют различные ситуации. Она их проигрывает и находит решения.

Российские ученые познакомились с немецким продуктом около четырех лет назад. Сейчас с этой программой работают более 2000 организаций в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове, Перми, Томске и других городах. Самара решила перенять опыт Казани и купила программу. Осваивать ее помогают специалисты и студенты СГТУ. Пока на карте воссозданы лишь некоторые участки города. Но планируется постепенно белые пятна устранить. «Мы предполагаем сделать математическую модель дорожного движения в историческом центре города», – сообщил руководитель департамента строительства и архитектуры Сергей Рубаков. – Эта работа будет проводиться с учетом строительства нового Фрунзенского моста, размещения стадиона к чемпионату мира по футболу-2018, проектирования и строительства новых дорог».

Умная программа уже проявила свои недюжинные способности. Некоторое время назад власти ломали голову, как решить проблему постоянной загруженности дороги у жилого комплекса «Евроквартал», что рядом с площадью Куйбышева. Специалисты перебрали множество вариантов, и задали задачу программе. Виртуальный мозг дал ответ: на этом участке необходимо ввести одностороннее движение, расширить полосы и изменить режим работы светофоров.

«Мы должны понимать, что это не панацея от всех наших бед, – говорит заместитель руководителя департамента городского хозяйства и экологии Игорь Сапрыкин. – Это не значит, что вот мы купили программу, и завтра у нас все пробки прекратятся и поедут все нормально. Но она дает нам возможность рассчитывать и решать определенные задачи с научной точки зрения. Если раньше мы все делали «на глазок» – это и ремонты дорог, и строительство, и внесение новых элементов в транспортную инфраструктуру города, то эта модель нам дает оценку планируемых действий и математически, и визуально. Ведь все помнят ситуацию, когда мы ремонтировали участок Осипенко – Полевая – Лесная, перекрывали ее, и в это время произошла авария на Мичурина. Тогда было очень много жалоб. Сейчас все будет иначе. Вот мы запланировали ремонт улицы Самарской на 2012 год. Как нам ее перекрыть, куда развести потоки – это и подскажет программа ».

По решению мэрии, с программой отныне будут работать некоторые городские департаменты. Помогать им будут специалисты технического и аэрокосмического университетов и строительной академии.

«Мы начали работать с этой программой еще в 2006 году, – рассказывает декан факультета автоматики и информационных технологий Самарского государственного технического университета, кандидат технических наук Николай Губанов. – У нас есть такое направление – управление транспортными системами. И мы выбрали именно эту программу, потому что она считается европейским стандартом по транспортному моделированию, вся Швейцария живет по этой программе. Мы купили академическую версию – она позволяет моделировать транспортную схему города-миллионника. Пока мы смоделировали только некоторые участки города, но уже есть успехи. Года три назад нам удалось решить проблему движения возле строительного университета – расчеты показали, что там необходимо ввести одностороннее движение. Мы объяснили властям, что программа позволяет научно обосновывать те или иные варианты изменений в транспортной схеме. Это недешевый продукт, но мы очень рады, что сейчас транспортная инфраструктура города будет развиваться с учетом данных этой программы. Естественно, это будет нелегко, потому что нужно поддерживать этот проект постоянно, вносить температурные данные, дни недели, погодные условия, сезон – любая деталь важна. Но именно сейчас, в преддверии чемпионата мира по футболу, который, возможно, пройдет и у нас в Самаре, нам для развития необходима техническая объективность».

Специально для работы с программой университет закупил особый супермощный компьютер, который позволит пользоваться функционалом детища немецких ученых в полном объеме. Сейчас программе предстоит решить еще несколько транспортных проблем. Одна из них – пробки на проблемном участке на пересечении Ново-Садовой и Советской Армии. У виртуального мозга спросили, что будет, если вокруг «Современника» сделать круговое движение. Программа смоделирует эту ситуацию в виртуальном городе. В ближайшее время специалисты технического института дадут ответ на этот вопрос. Также киберпомощник должен предложить варианты, как разгрузить улицу Киевскую. Кроме того, на примере компьютерного города чиновники хотят посмотреть, что может произойти, если перекрыть Волжский проспект для проведения ремонтных работ.

У программы есть и отдельный модуль – для решения проблем пассажироперевозок. Он рассчитывает интервалы движения, подсказывает, какие маршруты лишние, а где, наоборот, нужно добавить новые линии, где можно организовать пересадочные пункты..

Виртуальная карта обошлась городу в 2,4 миллиона рублей. На создание полноценного компьютерного города ориентировочно потребуется еще около шести миллионов рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления