
Наверное, про автостоп слышали все. Это и романтика, и состояние души, и сумасшедший, бешеный драйв. Автостоп — по-настоящему весеннее развлечение. Просыпается душа, требует полета, и ты выходишь на трассу, вытягиваешь руку и едешь туда, где мечтал побывать.
Автостопом до шаманов
Мои путешествия автостопом начались в студенческие времена, в 2004 году. Как и у многих студентов, мне частенько не хватало денег на такси, и, припозднившись в гостях, приходилось уговаривать водителей подбросить «куда-нибудь в сторону дома». Так и родилась во мне любовь к путешествиям автостопом.
Многие, открыв для себя возможность таких бесплатных приключений, стремятся покорить Москву, заграницу, одним словом — Запад. Мой же путь чаще всего лежал на восток. Пять раз побывал на Урале, дважды — на Крайнем Севере в Тюменской области и один раз доехал до Горного Алтая.
Последнее путешествие оказалось самым длинным и запоминающимся. В перерывах между парами мы с товарищем обсуждали предстоящую сессию. В процессе разговора у нас родилась сумасшедшая идея спросить у горноалтайских шаманов про вопросы к экзаменам. И мы не долго думая собрались в путь.
Да, нам пришлось пропустить две недели учебы, но мы все же доехали до Горноалтайска, и даже чуть дальше — до Чемала. Что удивительно, поезд до тех краев идет около четырех суток, а мы уложились в 3,5. Шаманов, конечно, не нашли, но проехали по замечательным и красивым шукшинским местам — по трассе, на которой в тот же год разбился губернатор Алтая Михаил Евдокимов. Были очень тепло встречены алтайскими журналистами и жили у одного из них в маленьком домике на пасеке.
Тонкости «профессии»
В автостопе, конечно, есть свои небольшие хитрости. Во-первых, нужно остановить машину. Сделать это не так-то легко — не всегда достаточно поднять руку. Какие только способы мы не придумывали — писали таблички с указанием региона, показывали знаки дружбы, скрещивая ладони, и даже стояли на руках.
Во-вторых, когда машина остановилась, необходимо заинтересовать водителя. Можно улыбнуться, пошутить, в общем, дать понять, что ему не будет с вами скучно. И, между прочим, упомянуть, что у вас нет денег. В эти первые минуты общения в автостопщике должен проснуться уникальный и очень тонкий психолог, а иначе дверца захлопнется, машина уедет, а вы так и будете стоять на дороге с вытянутой рукой.
И уж если повезет сесть в попутную машину, нужно терпеливо слушать рассказы дальнобойщика о его немудреных приключениях, а порой и рассказать что-нибудь самому. Собственно, водители и берут бесплатных попутчиков только для развлечения, для общения — чтобы случайно не уснуть за рулем.
Каких только историй мы не наслушались в кабинах «мазов», «камазов», «сканий» и других грузовиков. Но мне вспоминается, как возле Свердловска нас подобрала престижная легковушка, в которой ехал физик-ядерщик одного из закрытых академгородков, расположенных где-то в глубине уральских гор. Наотрез отказываясь говорить о разработках, он охотно рассказывал нам о жизни ученых. Вблизи городка у них расположено чистейшее горное озеро, где многие академики отдыхают от научных трудов, занимаясь виндсерфингом. Больше всего поразили нас истории о «свободной любви», якобы царящей в таких городках. Ученые, по его словам, далеки от моногамии.
Грузовая романтика
Конечно, путешествуя автостопом, особенно на восток, больше шансов остановить грузовик — автовоз или рефрижератор. А если ехать на Москву, то с собой в дорогу охотно берут перегонщики новых вазовских автомобилей, которые, как правило, передвигаются группами по две-три машины. Путешествия в легковушке и удобнее, и быстрее, но именно в грузовиках можно почувствовать всю романтику автостопа, который изначально связан с профессией дальнобойщика.
Со многими из них мне приходилось ехать по двое-трое суток. Бывало, помогал им латать колеса, чинить рулевую колонку или шаровое крепление прицепа. Моя роль, конечно, была незначительна, на уровне «принеси-подай», но с некоторыми водителями благодаря таким моментам сложились настоящие дружеские отношения.
Так, например, было с водителем автовоза Владимиром, который подхватил нас дождливой, промозглой ночью на Урале. Мы целые сутки шагали по уральским горам и не могли «застопить» ни одну машину. Как мы выяснили позже, на дорогах здесь было неспокойно — грабили груженые фуры. Тем временем наступил вечер, резко поднялся ветер, небо заволокло тучами. Ливень на Урале — не чета здешнему, он медленно приближался плотной, темной стеной, накрыл нас и в долю секунды вымочил до костей.
Мы продолжали шагать, чтобы не замерзнуть. Уже не поднимали руку на каждую проезжающую машину — растеряли все остатки надежды. Вот тогда-то на своем «мазе» и подобрал нас, замерзших и продрогших, челябинский водитель Владимир. Уже днем у него лопнуло одно из колес на прицепе, и мы помогали ему латать шину, а затем по очереди накачивали ее.
С ним мы встретились еще раз, ровно через год, но уже возле Екатеринбурга. Я только вышел из города, как возле меня остановилась новенькая грузовая «скания». «Ты что, не узнал? Садись скорее, у меня персиков целый пакет», - поприветствовал меня Владимир.
Поездом безопасней
Сейчас, вспоминая эти студенческие приключения, удивляешься своей не то свободе, не то сумасшествию, которые толкали вперед и заставляли терпеть дорожные неудобства. Ведь любому автостопщику когда-нибудь обязательно перестанет фартить. В такие моменты прежде всего не нужно терять присутствия духа и, если нет надежды уехать вперед, нужно просто перейти дорогу и вернуться домой.
Хотя особым шиком для нас были путешествия вообще без рубля в кармане. Как говорят дальнобойщики — дорога сама прокормит. И мы на собственном опыте убедились, что это так. Питались, конечно, не чем Бог послал, а что дадут водители. Частенько, даже со встречной полосы, они кидали нам пакеты с яблоками или останавливались и предлагали угостить в ближайшем придорожном кафе.
С ночевками было труднее. Если везло, и водитель, в чьей машине мы ехали, не собирался останавливаться на ночлег, то кемарили прямо в салоне. Ну а если нет — то у костерка, на обочине, закутавшись в теплые куртки.
Помимо неудобства, путешествия автостопом могут быть и опасными. В Тобольске, например, мы познакомились с автостопщиком, которому единственному посчастливилось выжить в страшной аварии. «Шевроле-нива», в которой он ехал с тремя друзьями, на большой скорости столкнулась с грузовиком. Теперь Олег инвалид первой группы. Живет заботой о дочке, увлекается «знаками пространства», в каждом событии пытается угадать мистический смысл.
Поэтому, наверное, прежде чем выходить на дорогу с вытянутой рукой и оттопыренным пальцем, подумайте — стоит ли вся эта романтика тех денег, которые вы сэкономите на железнодорожном билете? Лично я сделал свой выбор и теперь навсегда завязал с автостопом.