Топливный кризис докатился до Самары. Цены на бензин резко выросли, а на некоторых АЗС горючее стали продавать только по карточкам постоянным клиентам.
Информационные стенды с прайсами около бензозаправок некоторые острые на язык водители стали называть «стенами плача». Стоимость бензина в последнее время приводит автомобилистов в ужас. Но даже те, кто готовы отдать 26 рублей за литр «девяносто второго», на этой неделе не смогли заправить своих железных коней — некоторые АЗС отпускают топливо по карточкам. Пока только по карточкам постоянного клиента, но воображение рисует апокалиптические картинки...
Этот топливный кризис начался на Алтае. Там бензин на заправках закончился еще в конце апреля 2011 года. И в настоящий момент ситуация там нестабильна: АЗС небольших компаний закрыты, а крупнейшие топливные компании региона - «Роснефть» и «Газпромнефть» - продают горючее по лимитам. Вслед за Алтайским краем сообщения о проблемах с бензином стали поступать из Воронежа, Новосибирска, Брянской области, с Сахалина, а на сегодняшний день к печальному списку присоединились Самарская область и Санкт-Петербург.
На сегодня существует несколько версий того, почему в России, которая является одним из крупнейших экспортеров нефти, возник дефицит бензина. Как заявил на совещании, посвященном данной проблеме, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, дефицит на топливо создан искусственно крупнейшими предприятиями отрасли. «Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», - заявил Игорь Артемьев.
По мнению президента фонда «Знание» Сергея Сидорова, еще одной причиной можно назвать то, что российский бензин «утек» за границу. «В феврале премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от нефтяных компаний максимально снизить цены на бензин на внутреннем рынке России. В то же время за рубежом стоимость литра горючего растет — получается, что продавать на внешний рынок гораздо выгоднее», - мотивировал свое видение ситуации Сергей Сидоров.
К слову, с первого мая в России временно введен мораторий на экспорт бензина за рубеж. В течение месяца по решению федерального правительства «за бугор» не отправят ни одного литра.
Помимо экспортной причины в Самарской области существует и своя, локальная. По словам заместителя генерального директора по продажам сети АЗС «ЧИН» Ивана Тация, дело в том, что два из трех региональных нефтеперерабатывающих заводов (Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ) в апреле остановились на профилактику. Топливо приходится закупать в Башкирии, и пока цистерна с бензином едет из Уфы в Самару, себестоимость ее возрастает. На эту же сумму больше потратит самарский автолюбитель. Вдобавок даже в соседних регионах запасы не безграничны, поэтому на некоторых АЗС возник дефицит. «Ситуация должна стабилизироваться к середине мая. Оба региональных НПЗ запустят уже на днях. Правда, дальше возможны два сценария развития событий. При первом — нефтяники еще некоторое время позволят ценам расти, и когда литр АИ-95 станет стоить 30 рублей, дефицит на заправках закончится. При втором — бензин «выбросят» на АЗС сразу же, когда выпустят первые порции, — тогда можно надеяться на снижение цен», - рассказал Иван Таций.
Уверен в скором разрешении ситуации и Сергей Сидоров. «Такая ситуация уже была. Тогда топливный кризис кончился, как только правительство страны вмешалось. А сейчас в борьбу с дефицитом вступили и ФАС, и Генеральная прокуратура».