Первый двигатель для автомобиля, как известно, был паровым. С тех пор многое поменялось, и теперь пар из-под капота не означает, что машина резво поедет дальше. Скорее наоборот, он означает, что у водителя серьезные неприятности. С учетом нынешней жары и регулярных пробок перегрев двигателя весьма вероятен. Как же защитить мотор от негативных последствий?
Между альфой и омегой
Двигатель нормально работает в определенном диапазоне температур. Примерно от 80 до 100 градусов по Цельсию. Конечно, это зависит от марки машины, поскольку все производители настраивают моторы по-разному. Однако у каждого двигателя есть температурный порог, после которого его работоспособность падает, а через некоторое время мотор «испускает дух» вместе с мощной струей пара.
Было время, когда мотор охлаждался потоком воздуха, но это не самый лучший вариант, поэтому сейчас используется водяное охлаждение, хотя и про воздушное не забывают. Вода в системе охлаждения циркулирует по двум контурам: малому и большому. В системе имеется радиатор, вентилятор охлаждения, термодатчик, термостат и расширительный бачок. В радиаторе вода охлаждается с помощью вентилятора и набегающего во время движения машины потока воздуха. Если машина стоит, то работает только вентилятор. Команду на его включение отдает термодатчик, который обычно устанавливается в нижнем бачке радиатора и настроен на включение при определенной температуре.
Термостат также срабатывает, если температура охладителя повышатеся. В этом случае срабатывает клапан термостата, и охладителю открывается доступ в малый круг, где также происходит охлаждение. Расширительный бачок служит этаким сифоном, через который излишки пара сбрасываются из системы в атмосферу.
Внимательно и бережно
Увы, но на отечественных машинах проблема некачественных термостатов и термодатчиков так и не решена. Многим водителям знакома ситуация, когда новый датчик ломается уже через несколько дней, и приходится напрямую замыкать провода вентилятора, чтобы двигатель не перегревался.
Похожая проблема с термостатами. Они часто ломаются, и в результате жидкость циркулирует только по одному кругу и не успевает охлаждаться. Когда термостаты были в дефиците, клапан просто пробивали отверткой, чтобы вода сразу уходила на второй круг.
К этим проблемам добавились и некачественные крышки расширительного бачка. Сколько «калин» посетили гаражные мастерские из-за этой мелочи — не сосчитать (а дилеры списывают выдавленные прокладки на неправильную эксплуатацию и отказывают в ремонте). Так что надо быть очень внимательным и следить за показаниями прибора. При повышеннии температуры выше нормы лучше сразу заглушить двигатель. Особенно в пробке.
Специалисты рекомендуют не менее одного раза в год промывать систему специальным составом, удаляющим накипь. Также надо следить за уровнем охладителя в системе. А еще надо промывать радиатор от грязи, которая набивается в соты. Просто дайте мощный напор воды, и все. Дел на 5 минут, а многочасовых проблем можно избежать.