Результаты проверки, проведенной сотрудниками Самарского ФАС, легли в основу письма-предупреждения, которое антимонопольная служба России разослала компаниям, продающим топлива.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Самаранефтепродукт», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО «Татнефть-АЗС Центр». По мнению специалистов Управления, имеются признаки установления и поддержания названными компаниями, высоких цен на автомобильный бензин Аи-92 и Аи-95.
Напомним, что по факту роста оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо в Самарской области территориальное управление Федеральной антимонопольной службы провело проверку. С апреля 2011 года был отмечен стабильный рост розничных цен. По информации Самарского УФАС розничные цены на автомобильные бензины Аи-92 и Аи-95 в период с середины апреля по середину июня 2011 года синхронно росли на АЗС ОАО «Самаранефтепродукт», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО «Татнефть-АЗС Центр». При этом, начиная с середины июня 2011 года, цены стабилизировались на относительно близком уровне.
На этой неделе ФАС России, направила в адрес восьми нефтяных компаний: ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО АНК «Башнефть» письма-предупреждения о приведении цен внутреннего рынка в соответствии с рыночной конъюнктурой.
ФАС РФ обратила внимание на то, что существующий уровень потребительских цен на топливо обусловлен необоснованной динамикой в крупнооптовом и мелкооптовом звене. При этом нарушаются права и законные интересы независимых АЗС и потребителей топлива. Если год назад в розничной цене вклад стоимости бензина на НПЗ составлял 75-80 процентов, то в июне 2011 года он увеличился до 82-83 процентов, подросла доля и мелкооптового сегмента. При этом маржа АЗС уменьшилась с 13-16 процентов до 7-8 процентов, говорится в письме.
Федеральная антимонопольная служба потребовала от восьми нефтяных компаний снизить оптовые цены на нефтепродукты. В противном случае нарушителей ждет судебное разбирательство.
- В настоящее время территориальные управления ФАС России возбудили около 60 дел по признакам нарушений на региональных рынках нефтепродуктов по всей стране, - сообщила пресс-секретарь УФАС по Самарской области Дарья Намычкина. – Безусловно, при составлении писем с предупреждениями были учтены и результаты недавних проверок, проводимых сотрудниками территориальных управлений. Учитывались и результаты, полученные сотрудниками самарского управления.
По словам Дарьи Намычкиной, как правило, региональные антимонопольные управления возбуждают дела против представителей крупнооптовых и мелкооптовых торговцев нефтепродуктами по двум статьям закона «О защите конкуренции».
- Во-первых, это злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, - отмечает она. – В качестве примера можно привести дело, возбужденное нашими владимирскими коллегами против ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», которая занимает доминирующее положение на рынке реализации бензина марки АИ-95. Злоупотребив ситуацией компания получила серьезную прибыль, но была оштрафована антимонопольной комиссией на 859 тысяч рублей. Недавно суд второй инстанции оставил это решение в силе. Дела также возбуждаются и против компаний, которые заключают соглашения, ограничивающие конкуренцию или допускают согласованные действия. В качестве примера можно привести ситуацию на рынке нефтепродуктов Нижнего Новгорода, где антимонопольная комиссия обвинила в согласованных действиях ЗАО «Кондор» и ООО «Коммерсант-плюс» и оштрафовала обе компании 650,4 и 391,6 тысячи рублей соответственно. 6 июня 2011 года Арбитражный суд Нижегородской области признал это постановление законным.
Именно в картельном сговоре самарский ФАС обвиняет ОАО «Самаранефтепродукт», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО «Татнефть-АЗС Центр». По словам Дарьи Намычкиной в настоящее время дело находится в стадии расследования. В самом ближайшем будущем материалы будут переданы в антимонопольную комиссию, которая и будет принимать решение. Напомним, что в случае если закон «О защите конкуренции» будет признан нарушенным ответственность каждого хозяйствующего субъекта может составить от 1 до 15% суммы выручки от реализации нефтепродуктов на территории Самарской области.
- Даже на первый взгляд небольшие проценты штрафа, накладываемого на компании, злоупотребляющие своим доминирующим положением на рынке, в денежном выражении очень чувствительны, поскольку процент штрафа исчисляется от суммы годовой выручки, - считает Дарья Намычкина.
Добавим, что к сожалению, это не останавливает нефтяников. В 2008 году, по итогам дел, начатых против них ФАС, нефтяные компании заплатили чуть более 1% от оптовой выручки на рынке нефтепродуктов 2007 года. По оценкам ряда экспертов это составило около $18,6 млрд (476 млрд рублей). Но в 2009 и 2011 году ситуация повторилась.
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников:
- Я тут подсчитал, что средняя российская семья из четырех человек вынуждена тратить только на бензин примерно 10% своего годового бюджета. Это очень много. На Западе семья тратит не более 1-2%. Когда нам говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин. Поэтому надо все соизмерять. Нужен какой-то подход к проблеме ценообразования, индикативный или какой-либо другой. Может быть, есть смысл отталкиваться от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей. Это очень серьезный вопрос, требующий вдумчивого подхода людей, которые должны его решать.
И уже совершенно недопустим дефицит топлива, который имел место в апреле. Это надо ухитриться: в стране, которая добывает больше всех нефти в мире, создать дефицит бензина.