Система зажигания в современных автомобилях очень капризна. Прямо как дама: цветы не подарил вовремя - и можешь ожидать много всяких каверз, в лучшем случае, она просто обидится. С зажиганием, особенно в вазовских машинах, всегда были проблемы. Но и решить их при наличии рук и знаний довольно просто.
Вот искра пролетела и ага
Как известно, в системе зажигания искра — это наше все. Именно она воспламеняет топливно-воздушную смесь и делает возможным работу двигателя внутреннего сгорания. Но сверкнуть — это еще полдела. Главное — поймать для этого правильный момент. В противном случае работа мотора будет неоптимальной, что чревато перерасходом топлива, нестабильной работой, детонацией, снижением мощности и т.д.
Если не вдаваться в сложные подробности работы ДВС, то смесь необходимо воспламенить до того, как поршень доберется до верхней мертвой точки. Собственно, момент воспламенения определяется углом опережения зажигания, то бишь углом, на который повернется коленчатый вал с момента подачи искры в цилиндр до прихода поршня в ВМТ. Естественно, что у каждого двигателя свой оптимальный момент зажигания. В современных машинах этот момент определяет электроника. И он может сильно меняться в зависимости от октанового числа, залитого в бак, бензина. Например, при использовании рекомендованного инструкцией бензина двигатель может работать с низкой частотой вращения коленчатого вала без детонации только при уменьшенных по сравнению с оптимальными углами опережения зажигания или с неизбежной потерей мощности. Установить оптимальные углы опережения зажигания на этом режиме можно, лишь залив в бак бензин с большим октановым числом. Это, кстати, самый простой способ регулировки момента зажигания в машинах, у которых за этот процесс отвечает компьютер.
Отожми и поверни
Отрегулировать угол опережения зажигания довольно просто. Раньше этот процесс описывался в инструкции к автомобилю. В нынешних инструкциях такого нет, да и мало кто вообще читает инструкции. На вазовских моделях для регулировки угла зажигания надо завести и прогреть мотор, после чего, ослабив крепление распределителя, слегка поворачивать его на небольшой угол (обычно, для ориентировки на креплении имеется шкала). Конечно, таким образом точно угол не выставишь и, как правило, на СТО используют стробоскоп. Этот нехитрый прибор, стоимостью 2-3 тыс. рублей, позволяет выставить угол опережения зажигания с максимальной точностью. В принципе, с этой штукой справится даже не очень опытный пользователь, так как инструкция пишется довольно подробно.
После проведения регулировок требуется короткая поездка для проверки ходовых качеств автомобиля. Детонационный «стук пальцев» допускается только при резком разгоне, и по времени может длиться не более четверти секунды. При плавном ускорении стука не должно быть. Езда с длинными промежутками детонационного стука приводит к серьезным поломкам цилиндро-поршневой группы.