Как быстро меняется время! Еще вчера мы мечтали о просто колбасе, просто сыре, просто машине. А сегодня уже по-гурмански разбираемся в нахлынувшем на прилавки гастрономическом изобилии. Мы научились отличать «докторскую» от «языковой», «рокфор» от «маасдама». А автомобили, так просто и неискоренимо вошедшие в наш быт, стало купить проще простого, было бы на что.
Но как при таком изобилии брендов, моделей и комплектаций не прогадать с покупкой? Цена ошибки при этом несопоставима с ценой куска непонравившейся колбасы.
Как сделать осознанный выбор, купить машину по себе? Автомобиль, способный радовать хозяина, подходящий по параметрам и дизайну и вдобавок неспособный подорвать экономику своего владельца.
Потому-то, готовясь к предстоящему тесту «Лады Калины Спорт», я первым делом задумался: а для кого эта машина? Изучив в теории технические характеристики и особенности «Калины Спорт», я стал фантазировать. Может, ее владелец – семьянин с кучей детей, но ностальгирующий по своему спортивному прошлому? Начинающий автогонщик? Студент?
Можно, конечно, спросить об этом специалистов АВТОВАЗа по маркетингу. Ведь это первый опыт АВТОВАЗа в создании комплектации «Sport». И, конечно, они понимали, для кого создается эта модель. Тем интереснее определить в результате теста свое видение образа покупателя.
Итак, тест-драйв. Внешне автомобиль имеет задиристый и боевой вид. Снаружи спортивность «Калины Спорт» подчеркивается оригинальными динамичными бамперами, решеткой радиатора, спойлером задней двери и 15-дюймовыми колесами. На автомобиле установлены низкопрофильные шины Pirelli английского производства, размерности 195/50 R15. Диски легкосплавные многолучевые.
Как и положено, для начала пытаюсь удобно разместиться в водительском кресле. Регулировки водительского сиденья и руля позволяют комфортно, а главное, правильно усесться. Стойки лобового стекла не упираются в висок, потолок высоко, в локтях свободно. Нет ощущения зажатости.
Осматриваюсь: на водительской двери, прямо под рукой находится блок управления настройкой зеркал, опускания стекол и блокировки дверей. Для сравнения скажу, что недавно проводили тест одного именитого западно-европейского автомобиля и там было невозможно дотянуться рукой до блока регулировки зеркал.
Передние сиденья с развитой боковой поддержкой наверняка надежно фиксируют водителя и пассажира в крутых поворотах. Обивка сидений и дверей выигрышного черного цвета с серыми вставками.
В салоне не тесно. У задних пассажиров и в особенности у переднего не возникает проблем с тем, куда девать ноги – места предостаточно.
Двери открываются и закрываются с приятным усилием и «иномарочным» звуком, наверное, потому, что замки расположены внутри дверей.
Багажник сравнительно небольшой (235 л), но если придется перевозить что-то громоздкое или много вещей, то радует преимущества хетчбэка. При раскладке заднего сиденья полностью образуется довольно большая ровная площадка багажного отделения объемом 545 л, и это уже значительно. Дополнительное удобство создает возможность сложить заднее сиденье как целиком, так и частями в соотношении один к двум.
И, наконец, обращаю внимание на панель приборов. Все хорошо читаемо, информативен бортовой компьютер. Интуитивно понятно и удобно управление климатической установкой. В целом салон произвел самое приятное впечатление.
Перед тем как начать движение, пристегиваюсь ремнем безопасности – и о чудо! Замечаю, что ремень регулируется по высоте. Вот так работают стереотипы. Я три недели ездил за рулем «Калины», комплектация «люкс», в которой ремень проходил у меня в районе шеи. Было очень неудобно, но я и подумать не мог, что в «Ладах» может быть регулировка ремня по высоте.
За рулем быстро осваиваешься. Хорошая обзорность за счет высокой посадки и зеркал добавляет уверенности за рулем. Отдельное спасибо создателям автомобиля за боковые зеркала заднего вида.
Трогаемся. Под приятный баритон 16-клапанного 98-сильного двигателя «Калина Спорт» довольно резво разгоняется, а подвеска спортивного типа обеспечивает разгон без рысканий, подпрыгиваний и раскачек – это заметно отличает автомобиль от обычной «Калины».
Мощности двигателя хватает с лихвой для уверенных ускорений и обгонов, и даже включение климатической установки не оказывает особого влияния на разгонную динамику. Очень важная особенность двигателя у «Калины Спорт» – это облегченная шатунно-поршневая группа. Это дает силовой установке возможность быстро набирать обороты и развивать мощность, оставаясь экономичной. Двигатель работает в паре с усиленной пятиступенчатой механической КПП, рассчитанной на повышенный до 145 Нм крутящий момент.
Несколько раз тормозим на разных скоростях, проверяя тормоза. Получаем полное впечатление надежности и информативности – явная заслуга задних дисковых тормозов фирмы Lucas и увеличенных в диаметре передних тормозных дисков.
Несколько смазывается удовольствие от поездки не совсем удачной настройкой электроусилителя руля фирмы «Mando» и нечеткой работой механизма переключения передач. Рулевое управление мне показалось недостаточно острым и информативным. Однако в городской толчее машина показала себя маневренной и юркой. Развороты в узких местах, перестроения – все эти маневры выполняются спокойно, без ненужного напряжения. Безусловно, в плюс рулевому управлению записываю уменьшенное по сравнению с обычной «Калиной» передаточное отношение рейки (3,1 вместо 3,9), позволяющее делать меньше оборотов рулевого колеса.
Смотришь на «Калину Спорт» и думаешь: ну чем не альтернатива иномарке?
Достоинства? Вот они: аккуратный кузов с минимальными зазорами и качественной окраской, удобный салон, современный двигатель, плотная энергоемкая подвеска, приличная динамика, и что важно – необременительная стоимость владения и доступность техобслуживания.
Прощаясь с «Калиной», я думал: ну кого все же в век Интернета, айпэдов и айфонов я представляю за рулем «Калины Спорт»?
Ну, конечно! Динамичных, спортивных и деловых молодых людей.
Технические характеристики
1,6 л 16-кл. (Sport), 1,4 л 16-кл. (Sport)
Длина, ширина, высота / база, мм 3905 х 1700 х 1480 / 2475
Колея передних / задних колес, мм 1440 / 1405
Объем багажного отделения, куб. дм 235/545
Масса в снаряженном состоянии, кг 1080
Полная масса автомобиля, кг 1555
Колесная формула / ведущие колеса 4 x 2 / передние
Компоновочная схема автомобиля переднеприводная; расположение двигателя переднее, поперечное
Тип кузова / количество дверей хетчбэк / 5
Система питания распределенный впрыск с электронным управлением
Тип двигателя бензиновый, четырехтактный
Количество и расположение цилиндров 4 в ряд
Рабочий объем двигателя, куб. см 1596
Максимальная мощность, кВт / об.мин. 72/5600
Топливо неэтилированный бензин АИ-95 (min)
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 145/4000
Расход топлива по ездовому циклу, л/100 км 7,8
Максимальная скорость, км/ч 170
Коробка передач / число передач с ручным управлением / 5 вперед, 1 назад
Передаточное число главной пары 3,9
Рулевое управление с электромеханическим усилителем, рулевой механизм типа шестерня – рейка
Шины 195/50R15 (82, H)
Емкость топливного бака, л 50
Авторы: Владимир Юлин, Игорь Бадаев