Авто Вячеслав Ежов, директор МП «Пассажиртранссервис»: «Каждый автобус у нас под контролем»

Вячеслав Ежов, директор МП «Пассажиртранссервис»: «Каждый автобус у нас под контролем»

В ближайшем будущем каждый пассажирский автобус должен быть оснащен навигатором и системой ГЛОНАСС. В Самаре это оборудование уже установлено на всем муниципальном транспорте. Контролем за автобусами занимается МП «Пассажиртранссервис». О том, для чего нужен такой мониторинг, и какие изменения ждут самарских пассажиров в будущем, рассказывает директор МП «Пассажиртранссервис» Вячеслав Ежов.

Вячеслав Владимирович, чем занимается муниципальное предприятие «Пассажиртранссервис»?

Предприятие было создано в 1994 году, тогда оно носило название «Самаратранссервис». В 2002 году его переименовали в «Пассажиртранссервис».

Наша основная задача – контроль за движением городского пассажирского транспорта. Это становится возможным благодаря работе центральной диспетчерской службы. В диспетчерский центр в режиме реального времени поступает информация о местонахождении каждого муниципального автобуса. В каждом автобусе установлен навигатор. Связь между диспетчерами и навигаторами осуществляется посредством ГЛОНАСС. То есть информация через спутник поступает на сервер, обрабатывается автоматизированной системой управления «Навигация» и выводится на компьютеры диспетчеров. Диспетчер может связаться с любым водителем – в навигаторах есть функция голосовой связи.

Если, к примеру, случилась какая-то авария – диспетчер сразу же получает эту информацию. Если на дороге затор, диспетчер также о нем узнает и может помочь водителю составить маршрут объезда затора. В случае поломки автобуса информация об этом сразу поступает в центр. Таким образом, тут же предпринимаются меры по замене транспортного средства.

Эта система незаменима при возникновении чрезвычайных ситуаций. Диспетчеры имеют возможность тут же связаться со службами экстренного реагирования. Бывает и такое, что хулиганы обстреливают автобусы из пневматики – в Самаре бывали такие случаи – так вот, диспетчеры тут же передают информацию в полицию.

В те часы, когда не ходит транспорт, то есть ночью, центр также функционирует. Диспетчеры получают разнарядку на следующий день, составляют графики, загружают информацию на сервер.

Насколько точна информация, поступающая в диспетчерский центр?

Вся информация передается практически в режиме онлайн. Навигатор передает данные о положении транспортного средства на карте Самары, его скорость, маршрут, модель автобуса, номер графика каждые 30 секунд данные обновляются. Погрешность в определении координат транспортного средства может быть не более пяти метров.

Сколько диспетчеров обслуживают центр?

В смену заступают пять диспетчеров. Трое контролируют «Пассажиравтотранс», двое – ТТУ.

Какие преимущества у ГЛОНАСС?

Особенности спутниковой группировки ГЛОНАСС обеспечивают ей преимущества перед GPS в верхних широтах и приполярных областях. У этой системы очень много функций. Она действительно открывает перед нами широкие возможности. Эта система позволяет видеть все отклонения от запланированного маршрута: это и нарушение графиков, и уход с маршрутов, и отказ оборудования. Кроме того, мы можем изучать пассажиропоток. К примеру, где-то в часы пик автобусы ездят порожняком, а где-то, наоборот, транспорта не хватает. Наши программы это выявляют и позволяют скорректировать движение. Точно так же изучаются пассажиропотоки в дачный сезон, в праздники, в дни проведения масштабных мероприятий в городе. И у нас есть возможность вносить коррективы в режиме реального времени.

Эта система установлена только на муниципальном транспорте?

Нет, мы сотрудничаем и с рядом коммерческих перевозчиков. Всего у нас обслуживается 123 единицы коммерческого транспорта – это и «газели», и пазики, и другие автобусы. На самом деле, если бы все коммерческие перевозчики установили навигаторы и подключились к нашей системе, то на дорогах было бы спокойнее: не было бы этих гонок, когда водители маршруток мчатся к остановке, чтобы забрать больше пассажиров. Да и самим хозяевам маршрутных фирм это выгодно. Каждому руководителю такой фирмы мы создаем так называемое «рабочее место» – устанавливаем программное обеспечение, которое позволяет пользователю так же в режиме реального времени видеть, где находятся маршрутки. Кто куда поехал, кто с какой скоростью едет – все видно.

Не спорю, что это удовольствие дешевым не назовешь. Сам навигатор стоит от 12 до 25 тысяч рублей, в зависимости от модели и производителя. Ну, а обслуживание совсем недорогое – 600 рублей в месяц. Причем на муниципальных автобусах стоят навигаторы «Гранит», которые отличаются высокой надежностью. Сейчас мы, к слову, ведем переговоры еще с несколькими производителями, тестируем их навигаторы. Наша цель – найти аппараты не только дешевле, но и производителя подобрать территориально ближе, чтобы получать сервисную поддержку и помощь оперативно.

Вообще, установить такую систему было бы хорошо на служебном транспорте различных предприятий. Это удобно для предприятий жилищно-коммунальной сферы. Помните историю, когда мусоровозы сбрасывали мусор в Волгу? Если бы на них была установлена ГЛОНАСС, такого бы не случилось. Это удобно для карет скорой помощи, для школьных автобусов, для спецтехники, в том числе снегоуборочной.

Чем еще работа центра помогает департаменту транспорта?

В конце месяца формируется отчет о работе транспорта. Мы видим, насколько соблюдаются все графики, каков объем перевозок, каково фактическое количество выхода единиц на линию и другая информация, которая может использоваться для анализа транспортной ситуации в городе.

Как давно работает эта система?

Система работает давно, но диспетчерский центр как клиент ГЛОНАСС работает с прошлого года. Раньше связь с автопарком осуществлялась через радиоканал, а не через спутник. Однако эта система, конечно, хуже, потому что не везде идет устойчивый сигнал и не так часто обновляется информация.

В октябре на остановке «Центральный автовокзал» появится электронное табло. Расскажите об этом проекте подробнее.

Действительно, департаментом транспорта и администрацией городского округа Самара, в соответствии с программой развития транспортной системы, принято решение оборудовать автобусные остановки информационными табло. Такие табло есть в Питере, Москве, Омске и других крупных городах. На них выводится информация о времени прибытия пассажирского транспорта. То есть, пассажир может видеть, через какое время подойдет автобус или троллейбус такого-то маршрута.

Мы запускаем этот проект также и в рамках подготовки города к проведению матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Первое табло появится на остановке «Центральный автовокзал». Оно будет работать в тестовом режиме, и на нем не будет информации о текущем времени и температуре воздуха, но эти функции должны появиться в перспективе. Конечно, этот проект дорогостоящий. Стоимость таких табло начинается от 60 тысяч рублей, программное обеспечение – около 80 тысяч рублей. Закупать сразу такое оборудование – это риск. Хоть производитель и указывает, что работает аппаратура в температурном разбеге от -50 до +50, в этом надо убедиться. В результате договоренности с рядом компаний, нам предоставили возможность бесплатно протестировать табло. Сейчас начинаются дожди, скоро зима, вот и посмотрим, как это табло себя поведет в разных условиях.

Участвует ли МП «Пассажиртранссервис» в разработке расписаний маршрутов?

Да, мы разрабатываем схемы, расписания, паспорта маршрутов. Мы также занимаемся и экипировкой – это таблички с указанием маршрутов на лобовом, боковом и заднем стеклах автобусов и троллейбусов. Вот, сейчас мы запустили новую экипировку на автобусах 51 и 22 маршрутов и троллейбусах №6 и №12. Это совсем другая форма, другой шрифт, другой цветовой фон. При их разработке мы учли цвет восприятия и размер шрифта – он будет виден даже слабовидящим пассажирам. Наша задача – ввести единую экипировку для муниципальных и коммерческих автобусов, а также троллейбусов и трамваев.

Что касается технической части, то наше предприятие производит ремонт навигаторов. У нас в штате есть специалист, обучавшийся в Москве, который этим занимается.

Есть ли такой ресурс, на котором пассажиры могут получить информацию о расписании автобусов?

Да, у нас есть такой портал TOSamara.ru. Это очень полезный портал. Во-первых, на нем есть расписание движения. Во-вторых, в одном из разделов можно получить информацию о том, через сколько минут прибудет на выбранную вами остановку машина указанного маршрута. Кроме того, на сайте есть трассы маршрутов. Можно посмотреть остановки автобусов, найти нужную остановку по названию, узнать, как доехать из одной точки города в другую. Есть уникальный сервис, позволяющий узнать, где сейчас находится тот автобус, который вам нужен. На портале собрана вся полезная информация о пассажирском транспорте Самары.

Понятно, что все эти сервисы будут намного востребованнее, если появится возможность использовать их на телефонах мобильной связи. Сейчас мы ведем переговоры с представителями сотовых операторов по вопросу бесплатного доступа абонентов к услугам нашего портала.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления