Авто «Антиблок»: хорошо или плохо?

«Антиблок»: хорошо или плохо?

Современные автомобили сложно представить себе без антиблокировочной системы. Отсутствие АБС стало характерным только для дешевых модификаций так называемых «бюджетных» автомобилей. Во многих странах приняты требования об обязательной установке АБС на тяжелые грузовики и автобусы. Возможно, в недалеком будущем обязательным станет и применение антиблокировочной системы на легковых автомобилях.

Тем не менее нередко можно услышать от водителей: «АБС только тормозить мешает, я вчера с ней чуть не разбился!» Зачем же тогда все производители упорно внедряют «опасную» систему?

Задачи выполняются

Цель применения антиблокировочной системы тормозов указана в ее названии – не допускать блокировки колес при торможении. Задача – уменьшить тормозной путь и сохранить устойчивость автомобиля при торможении.

Со второй задачей АБС справляется успешно и всегда. Особенно это заметно при торможении на так называемом «миксте» - например, когда одна сторона автомобиля попадает на лед или снег, а вторая идет по асфальту. АБС распределяет тормозные силы между правыми и левыми колесами, не давая автомобилю разворачиваться. Даже если и произошел небольшой занос, водитель легко может его подправить поворотом руля – автомобиль, колеса которого не заблокированы, остается управляемым.

С задачей уменьшения тормозного пути сложнее. На сухом, ровном асфальте результат однозначен: при экстренном торможении АБС обеспечивает более высокое замедление, а значит, и меньший тормозной путь. На скользком покрытии, особенно на льду, - вопрос спорный, хотя все производители утверждают, что тормозной путь ощутимо уменьшается. На самом деле результат зависит от нескольких факторов: состояния покрытия, температуры, сцепных свойств шин. К тому же на ледяной поверхности тормозной путь настолько увеличивается (по сравнению с сухим асфальтом), что разницу в пять-шесть метров вы просто не заметите.

Хуже всего дело обстоит при торможении на дороге с мягким покрытием: мягкая земля, песок, рыхлый снег. Здесь тормоза с АБС уверенно проигрывают. Заблокированное колесо нагребает перед собой валик почвы (или снега). Сопротивление движению заметно возрастает, уменьшая тормозной путь на 15 – 20%. Правда, конструкторы АБС уже научились обходить это препятствие. На дорогих внедорожниках появляются системы, которые способны «распознавать» состояние покрытия и автоматически изменять алгоритм работы антиблокировочной системы. За счет частичной блокировки колес длина тормозного пути снижается на те же 15 – 20%.

Доставить неприятности АБС может и на дорогах с поврежденным покрытием – с большим количеством мелких выбоин или гребенкой типа «стиральной доски». В момент проезда неровностей колеса автомобиля поочередно разгружаются, подскакивая на ямах или выступах. Стоит в этот момент затормозить, как разгруженное колесо тут же блокируется. АБС срабатывает, прекращая торможение. Расторможенное колесо касается дороги и тут же снова подпрыгивает. Импульс, посланный АБС, опять предотвращает блокировку разгруженного колеса. Фактически торможения не происходит. А ведь такой случай – не редкость. По «закону бутерброда» разбитые участки и гребенка встречаются там, где нужно тормозить: перед перекрестками, крутыми поворотами, переломами дороги.

Но эта особенность более характерна для АБС с низкой частотой срабатывания. Чем выше частота срабатывания АБС, тем меньше тормозная эффективность будет зависеть от дорожных неровностей.

Простые правила

Что же теперь, отказаться от АБС? Конечно, нет! Просто на автомобиле, оборудованном антиблокировочной системой, нужно соблюдать несколько простых правил.Для начала забудьте, что на вашем автомобиле есть АБС. Пользуйтесь тормозами аккуратно, по возможности избегая резких торможений, используйте торможение двигателем и передачами.Никогда не надейтесь, что АБС позволит вам остановиться в последний момент. Система не отменяет законов физики и не улучшает сцепление колес с дорогой, она только предотвращает блокировку колес. Наверняка те, кто «вчера чуть не разбился», пренебрегли этим правилом. И неизвестно, что было бы, если бы на их автомобиле не было АБС.Внимательно следите за состоянием дорожного покрытия впереди. Заранее снижайте скорость перед участками с «сомнительным» покрытием, скользким или разбитым. Так же заранее снижайте скорость перед крутыми поворотами, перекрестками, переломами и закрытыми участками дорог.В случае аварийного торможения, при котором сработала АБС, не пытайтесь «помочь» ей прерывистым торможением – будет только хуже. Держите педаль тормоза нажатой до полной остановки. Лучше попытайтесь небольшим поворотом руля изменить траекторию автомобиля (конечно, если есть свободное место для маневра).

ТО – вовремя

На работе АБС существенно сказывается техническое состояние автомобиля – особенно шин и амортизаторов. По мере износа сцепные свойства шин ухудшаются. Значит, блокировка колес при торможении будет происходить при меньших тормозных усилиях. Соответственно и АБС будет срабатывать раньше, чем это было, когда шины были еще новыми. Зимой на автомобили с АБС обязательно нужно устанавливать «зимние» шины, хотя бы и без шипов, но со специальным рисунком, обеспечивающим более надежное сцепление на скользких покрытиях.

Дисбаланс и биение колес при торможении на неровном покрытии могут вызвать «подпрыгивание» колеса и преждевременное срабатывание АБС.

Заметно влияют характеристики амортизаторов. Снижение демпфирующих свойств амортизаторов вызывает «раскачку» автомобиля и разгрузку колес. Исследования, проведенные в Германии, показали, что у автомобиля, амортизаторы которого потеряли 50% начальной характеристики, длина тормозного пути увеличивается на 15 – 20% вследствие раннего срабатывания АБС.

Отсюда еще одно правило: внимательно следите за состоянием и износом шин, своевременно проверяйте балансировку колес, меняйте погнутые и деформированные диски, при появлении «раскачки» автомобиля ремонтируйте или меняйте амортизаторы.

Если на вашем автомобиле АБС срабатывает чуть ли не при каждом торможении, не спешите обвинять электронику. Возможно, вам стоит поменять стиль вождения и не давить на педаль тормоза при каждом удобном и неудобном случае. Ведь не зря опытные водители очень мало пользуются тормозами без необходимости.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления