На этой неделе вступило в силу постановление правительства России, в котором прописана новая процедура техосмотра. С понедельника самарские автосервисы могут подавать заявки на его проведение. Фактически же процедура передачи полномочий от ГИБДД в частные руки только начинается, и механизм этой работы до конца не проработан. Эксперты оценивают объем самарского рынка техосмотра от 300 млн рублей до 1 млрд рублей.
Сложности законодательства
Передача процедуры технического осмотра в частные руки сама по себе не является новинкой. Коммерческие структуры допускались до проведения техосмотра и раньше, если при этом не оказывали одновременно услуг по ремонту. Такая возможность была закреплена постановлением правительства РФ №880 от 1998 года.
Постановление правительства №832, вступившее в силу в понедельник, исключило этот пункт из предыдущего постановления правительства. Получить аккредитацию на техосмотр теперь может и автосервис. Но конкретный механизм подачи заявок не проработан.
«Постановление разрешило подавать заявки, но не гарантировало, что автосервисы могут получить аккредитацию, - заявил заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Виктор Митник. - Порядок аккредитации не определен. Вся нормативная часть сейчас находится в процессе рассмотрения и согласования».
В Российском союзе страховщиков, который должен принимать заявки, также не смогли прояснить сложившуюся ситуацию. Как сообщили в пресс-службе организации, постановление о том, что автосервисы могут заниматься техосмотром, скорее, направлено на реформирование законодательства. «С нового года вступает в силу новый закон о техосмотре, согласно которому индивидуальные предприниматели и юрлица смогут быть операторами техосмотра, - отметили в пресс-службе. - И новое постановление лишь прописало эту возможность, чтобы с 1 января не возникало несоответствия».
После вступления закона в силу будет действовать переходный период: в течение двух лет аккредитованные дилерские центры, проводящие ТО, будут работать одновременно с центрами, которые сейчас проводят ТО по договору с ГИБДД. Центры, работающие по договору с ГИБДД, будут работать на тех же условиях, что и дилерские центры. Если они смогут успешно работать в условиях конкуренции, то останутся на рынке.
Игроки рынка
Как сообщил Виктор Митник, на условиях кооперации с ГИБДД в Самарской области действуют 31 организация и 4 индвидуальных предпринимателя. На начало года в области насчитывалось 107 пунктов техосмотра. С введением моратория на проведение техосмотра на новых машинах (три года) некоторые из них закрылись, и сейчас сеть насчитывает 94 пункта.
По оценке ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, количество легковых автомобилей, которые должны проходить техосмотр в течение года, в области составляет примерно 540-560 тысяч. Учитывая, что стоимость техосмотра легкового автомобиля сейчас равна 670 рублям, объем рынка составляет около 361,8 - 375,2 млн рублей. А с учетом того, что планируется утвердить стоимость техосмотра в 2 тыс. рублей, то объем рынка может составить более 1 млрд рублей.
Игроки пока осторожно присматриваются к заманчивой возможности. Как отметил начальник отдела продаж ЗАО «Автосалон Арго» Денис Копенков, «в любом случае все автодилеры заинтересованы в том, чтобы открыть у себя услугу проведения техосмотра, потому что это удобно для клиентов».
В других автосалонах города на условиях анонимности сообшили, что уже прицениваются к оборудованию, которое стоит около 35 тыс. евро. По мнению экспертов, это не слишком солидная сумма, и на уровне области количество желающих будет большим, если его не ограничить законодательно.
Виктор Митник, заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области:
- Объем автомобилей, ежегодно проходящих техосмотр, колосальный. Объем выдачи талонов еще больше - ведь не всегда, когда выдается талон, обязательно проводится техосмотр. Например, техосмотр не обязателен при смене владельца, при утере, замене свидетельства о регистрации госномера. Таким образом, даже выданные талоны не отражают реального объема рынка.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- Что касается «подводных камней», то сразу же возникает вопрос о том, насколько требовательно автосервисы будут проводить ТО тех машин, которые у них обслуживаются. То есть, если ремонт автомобиля проведен некачественно или не до конца, означает ли это, что и техосмотр будет проведен работниками автосервиса спустя рукава, но талон о прохождении ТО владелец машины получит, чтобы не портить репутацию? Есть риск того, что страховая компания будет настоятельно рекомендовать владельцу машины проходить ТО в каком-то конкретном автосервисе, что ему может быть невыгодно. Помимо этого, есть риск того, что автосервисы аккредитуются в качестве мест для проведения ТО, а из-за загрузки по своему основному профилю осуществлять эти услуги не смогут, и у них появятся очереди.
Aвтор: Илья Казаков