Среди автомобильных тем есть три, по которым можно сверять календарь. Одна из них — проблема выбора между шипованной зимней резиной и нешипованной. Каждый год эта тема съедает сотни терабайт на серверах. И однозначного ответа никто так и не дал, ведь год от года технологии производства шин меняются. Что же, внесем и мы свою скромную лепту в общую полемику.
Коли, что есть мочи
В шиномонтажных мастерских уже выстроились очереди желающих заменить летние шины на зимние. Правда, точно не известно, когда выпадет снег, но водители заблаговременно готовятся к суровому сезону. И, естественно, во всю идет спор, какие шины лучше: с шипами или без.
Откровенно говоря, ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Взять, к примеру, шипованную резину. Среди плюсов имеем высокие сцепные свойства на льду, устойчивость в поворотах, стабильное движение по снегу. Среди минусов — шум, вибрацию, плохое сцепление на голом асфальте, вылетание шипов, разрушение дорожного полотна и т.д. Но все эти плюсы и минусы относительны. Например, шипованная шина отлично работает на голом льду при -10 градусах. Но уже при -200С ее сцепные свойства ухудшаются: шип просто не может проколоть лед, сама резина дубеет. -300С — ситуация еще хуже. В итоге получается, что плюс сошел на минус.
Или другой пример. Пока шел снег и вы ездили на шипах — все прекрасно. Дороги расчистили до чистого асфальта, и шипы перестали работать. Да еще и шуметь будут. С другой стороны, на загородной дороге без шипов намного сложнее.
По льду, как геккон
Нешипованные зимние шины принято называть «липучками», хотя эффект прилипания к поверхности есть не у каждой такой покрышки. Фишка нешипованных шин в составе резины. Ее специально делают максимально эластичной, чтобы на морозе покрышки не дубели и держали дорогу. Сам протектор устроен так, чтобы шина цеплялась за лед. При езде протектор нагревается по краям, а середина остается холодной. За счет этого сцепные свойства улучшаются.
Но у липучек тоже есть своя ахиллесова пята. При низких температурах эти покрышки уделывают шипованную резину, как Мохаммед Али Джорджа Формана. Звучит невероятно, но это факт, подтвержденный многими испытателями. Однако стоит температуре повыситься, как липучки перестают работать. Более того, при температурах близких к нулю они мешают. Машина плохо управляется, плохо реагирует на руль, да еще и тормозной путь увеличивается. Расход бензина, кстати, тоже.
Трудный выбор
В большинстве шинных центров специалисты, не вдаваясь в детали, рекомендуют шины по принципу «Где ездишь?» И они правы, поскольку в шипованных шинах нет особой нужды, если вы катаетесь по маршруту дом-офис-дом в пределах города. Другое дело, если вы живете за городом. Тут вам непременно пригодятся шипованные шины. А если вы собрались прокатиться зимой в другой город, то тем более выбирайте шиповку.