Автопроизводители обожают громкие заявления типа «Вас ждет бестселлер», «Это лучшее предложение на рынке»… Наш корреспондент протестировал самый скромный российский автомобиль и убедился – Lada Granta тоже можно наградить громкими эпитетами. Хотя разработчик на это и не решился.
Однако на тест-драйве в приватной беседе мне заявили: «Нового автомобиля лучше и дешевле нашей «Гранты» еще никто не предложил». Ну что ж, проверим. Подопытный автомобиль создан на платформе «Калины». Хорошо это или плохо? Скажем так – оптимально. Имеющаяся платформа с запасом выполняет евронормы по пассивной безопасности, но надо учесть, что речь идет о действующих правилах, а не о широко известном, но необязательном EuroNCap. Взяв за базу имеющуюся конструкцию, разработчики сэкономили в цене, потому что основные элементы кузова были уже просчитаны, испытаны и отработаны в производстве. Осталось поколдовать над дизайном, подобрать состав опций – и получился автомобиль от 229 тысяч рублей. Простой, но просторный. Как заверяют разработчики, 90% водителей будут чувствовать здесь себя комфортно. На тест представили машинку поинтереснее и чуть подороже – 260 тысяч – вариант «норма» с опциональными литыми дисками. Итак, машина вполне вместительная. Задним пассажирам тоже вполне привольно. Оптимально. (Опять это слово, но оно стало рефреном бесед с инженерами). Багажник в 480 литров позволяет разместить уйму поклажи. Если измерять стандартными 25-килограммовыми мешками, то их влезает пять плюс солидная коробка. Если мерить в людях (исключительно на добровольцах!), то вместимость – два человека среднего роста. Отпирается крышка ключом или кнопкой из салона. В общем, для домовитого потребителя вполне удобно. Зато большие объемы багажника обеспечили головную боль дизайнерам – важно было уйти от тяжеловесности и квадратуры задка… Решили добавить на крышке рельефные «бровки», которые как бы продолжают линию задних фонарей. В результате получился вполне узнаваемый облик. Кстати, сами фонари плоские, поменять лампочку в таких – дело 10 секунд.
Ну что я все о внешности, ведь она известна еще с апреля. Пора за руль – а трехспицевая баранка с айрбегом в ступице здесь неплохая, позволяет удобно держаться правильным хватом. Рулевая рейка укороченная – на целый оборот руля, если сравнивать с другими авто той же марки. Это дает возможность для четкой и активной рулежки – насколько это понятие вообще применимо к супербюджетному семейному авто. Некоторым машина покажется овощем, для некоторых будет в самый раз. Опти… ну, вы поняли.
Задает тон в характере автомобиля мотор. С объема в 1,6 литра сняты 90 л.с. (чтобы не платить акциз и сделать машину дешевле, пояснили инженеры). Благодаря облегченной шатунно-поршневой группе этот движок крутится куда веселее своих 8-клапанных собратьев. Да, у него тоже 2 клапана на цилиндр, но он удачно совмещает и тракторную тяговитость, и молодежную крутильность. Оптимальный он, знаете ли. И вполне экономичный – во время теста я ездил в разных режимах, в том числе в пробках и на горных серпантинах – расход составил 8,5 литра на сотню. Под стать мотору и подвеска. Увеличенный угол кастера и отрицательный развал задних колес придают стабильности на прямой и в виражах. Подвеска неплохо фильтрует дорожную мелочь, а энергоемкость – на высоте. Пробоев не отмечалось, на булыжнике можно было пришпорить машину и только удивляться: надо же, какая плохая дорога и как легко машина с ней справляется.
Но идеальных машин нет и за такую цену быть не может. И я, и мои коллеги (а тест-драйв был массовый) засыпали разработчиков вопросами и предложениями. А те с доброй ленинской улыбкой в тысячный раз объясняли, почему с такой ценой в машину не напихаешь кучу опций. И предлагали подождать полгода-год до момента, когда выйдет комплектация «люкс», в которой будут как минимум три главные составляющие автомобильного комфорта – усилитель руля (он уже есть в «норме»), кондиционер и коробка-автомат. Но и в таких версиях «Гранта» будет недорогой: «люкс» стартует от 300 тысяч (в сегодняшних деньгах, естественно), «люкс» с АКПП – с 350 тысяч. Ну что ж, жаждущие комфорта могут подождать. Но истинный потребитель «Гранты» уже продемонстрировал свои намерения: на завод поступило более 8 тысяч заявок, подкрепленных предварительными договорами купли-продажи.
Производители считают «Гранту» новым народным автомобилем и продвигают ее под слоганом «Наша. Lada Granta». А у меня после поездки родился такой слоган-определение: «Гранта – не идеальная, но оптимальная».
Потребители Lada Granta: мужчины и женщины, холостые и семейные; молодые и среднего возраста, студенты и пенсионеры; рабочие и служащие; менеджеры и бизнесмены. Lada Granta отлично подходит тем, кто ездит каждый день, и тем, кто пользуется машиной преимущественно в выходные. Машина идеальна для поездок по городу и на дачу. Этот автомобиль для тех, кто предпочитает седаны, ценит практичность, функциональность.
Производство
Lada Granta – народный автомобиль, машина эконом-класса, поэтому цена имеет огромное значение. АвтоВАЗ провел серьезную работу по снижению себестоимости производства БЕЗ ПОТЕРИ качества и потребительских свойств. Конструкция Lada Granta тщательно отработана с помощью цифровых технологий и методик Альянса Renault-Nissan, это тоже способствовало снижению стоимости ее разработки. Конструкция автокомпонентов отработана в сотрудничестве с ведущими мировыми фирмами; оснастка на важнейшие детали (в т.ч. панели кузова) заказана в Германии, Японии, Южной Корее и Италии.
Кроме того, для снижения себестоимости уменьшено количество деталей различных узлов Lada Granta за счет разработки новой конструкции компонентов – БЕЗ СНИЖЕНИЯ важнейших характеристик автомобиля: безопасности, качества, удобства и надежности.
Примеры уменьшения количества деталей:
• облицовка радиатора интегрирована с передним бампером: если бамперная группа седана Lada Kalina содержит 9 деталей, то LADA Granta – 3 детали;
• панель приборов седана Lada Kalina: 52 детали, Lada Granta – 39;
• обивка двери седана: Lada Kalina – 15 деталей, Lada Granta – 3.
Еще одна причина уникальной стоимости Lada Grantа – упрощенная комплектация для недорогого варианта «стандарт». Но и самая простая комплектация Lada Granta существенно превосходит по качеству и потребительским свойствам «классические» модели АвтоВАЗа.
Преимущества перед классическими моделями
современная платформа
передний привод – повышенная безопасность, улучшенные ходовые качества, повышенная геометрическая проходимость
более вместительные салон и багажник
более высокая пассивная безопасность
более мощный и тяговитый мотор
сниженный расход топлива
кардинально улучшенная эргономика
более высокая коррозионная стойкость
более высокая надежность узлов и агрегатов
больший межсервисный интервал (15.000 км) и гарантийный период (3 года)
более привлекательный дизайн
Конструктивные особенности
Для Lada Granta АвтоВАЗ разработал и освоил около 400 оригинальных автокомпонентов (примерно 260 из них завод приобретает у поставщиков). В том числе новые:
• передние и задние крылья
• капот
• крышка багажника
• детали передней и задней части каркаса кузова
• светотехника
• передний и задний бамперы
• панель приборов
• отопитель
• сиденья
• стеклоподъемники
• обивки дверей
• рулевое колесо
• переднее и заднее стекла
• боковые вклеиваемые стекла
• система пассивной безопасности
• система охлаждения двигателя
• система выпуска отработанных газов
• обивки салона и багажника
• топливная система
• привод КПП.
Специально для Lada Granta АвтоВАЗ также разработал модернизированные переднюю и заднюю подвески.
Передняя подвеска. Для комплектаций Lada Granta с усилителем рулевого управления («норма» и «люкс») предусмотрен увеличенный до 2°45’ кастер передней подвески, а это серьезно улучшает курсовую устойчивость автомобиля. Так как увеличенный кастер влечет рост усилия на рулевом колесе, для таких версий LADA Granta предусмотрен усилитель с повышенным компенсирующим моментом. Кроме того, у LADA Granta новая «короткая» рулевая рейка, которая обеспечивает снижение количества оборотов руля до 3,1 и существенно улучшает управляемость автомобиля. Для LADA Granta в комплектации «стандарт» (без усилителя рулевого управления) кастер останется прежним (1°40’), а рулевая рейка сохранит число оборотов, равное 4,02. Также для передней подвески разработан новый модуль стойки с измененной конструкцией и характеристиками верхней опоры.
Задняя подвеска. Впервые в практике АвтоВАЗа на серийных автомобилях Lada появится задняя подвеска с отрицательным углом развала колес (–1°), который устанавливается на заводе и не требует регулировки в эксплуатации. Кроме того, предусмотрено положительное (+10’) схождение задних колес. Эти изменения серьезно улучшают ходовые характеристики и обеспечивают большую устойчивость автомобиля на дороге.
Новый силовой агрегат. Для Lada Granta предусмотрены три двигателя. Комплектация «стандарт»: двигатель 11183 (84 л.с.) объемом 1,6 л и 5-ступенчатая механическая коробка передач 1118. Эта комбинация применяется на Lada Kalina. Для Lada Granta в комплектациях «норма» и «люкс» разработан модернизированный 8-клапанный мотор 21116 (90 л.с.) объемом 1,6 литра. Его основные особенности:
облегченная шатунно-поршневая группа;
низкий расход топлива;
низкий уровень шумов и вибраций.