Самарские власти рассказали, чем посыпают зимние дороги. Новый реагент уже успел стать одной из самых обсуждаемых тем на различных самарских форумах. Горожане сомневаются в безопасности этой химической смеси.
Впервые Самара «попробовала» «Бионорд» в зимний период 2010-2011. Тогда смесь в качестве эксперимента сыпали на некоторые участки дорог. Небольшой эксперимент проводился и в феврале 2009 года – на отдельных участках дорог и при содержании пешеходной зоны улицы Ленинградской. Качество реагента коммунальщиков и дорожников устроило, так что было решено и дальше пользоваться только этим продуктом. Вообще, «Бионорд» прошел испытания в 2006 году. После чего реагент стали активно закупать Москва, Питер, Екатеринбург, Уфа и другие города России. Точную формулу вещества производитель (Уральский завод противогололедных реагентов, город Пермь) раскрыть не пожелал, но разместил на сайте следующую информацию о составе:
массовая доля формиатов – не более 25%;
массовая доля карбамида – 5-15% (либо хлорида калия);
массовая доля хлорида кальция – 20-50%;
массовая доля хлорида натрия – 20-65%.
Больше всего поборников здоровья интересуют в этом составе два вещества: карбамид и формиаты. Карбамид в небольших дозах безвреден, однако пособия по химии сообщают нам, что при длительном вдыхании пыли карбамида у человека может развиться хроническое воспаление слизистой оболочки трахей и бронхов. Кроме того, карбамид в высоких концентрациях негативно воздействует на печень и почки. Формиаты – это соли муравьиной кислоты. Обыватель сталкивается с этой кислотой, когда обжигается крапивой или при укусе муравья. Соли этой кислоты считаются для человека и животных небезвредными. Хлорид кальция сам по себе неопасен, но вызывает аллергию у некоторых людей. Все остальное – обычная соль.
В СМИ давно уже ведутся споры о том, опасен этот реагент или нет. Экологи считают, что от «Бионорда» страдают животные. Механики уверены, что эта смесь ускоряет коррозию. «Прошлой зимой многие наши клиенты жаловались, что ни с того ни с сего начал цвести низ кузова. Это при том, что автомобиль относительно новый. Я думаю, что это связано как раз с реагентом», – говорит сотрудник автомастерской Евгений.
А чиновники и производители заявляют, что это абсолютно безвредный продукт.
В этом году Самара закупила около 40 000 тонн песка, 4000 тонн соли и 4000 тонн «Бионорда».
«В апреле 2010 года в адрес руководителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области были направлены обращения с копиями документов по противогололедному реагенту «Бионорд» с целью подготовки заключения возможного использования реагента. На что получен ответ о том, что дополнительного согласования не требуется, поскольку заключение Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю действительно на всей территории Российской Федерации. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение удостоверяющее, что противогололедный реагент «Бионорд» соответствует санитарным правилам», – сообщает в своем блоге руководитель Управления внешнего благоустройства департамента городского хозяйства и экологии Игорь Рудаков. Также он сообщает, что реагент получил свидетельство испытательного центра «Кожа и обувь».
По словам Рудакова, «Бионорд» после разбрасывания вызывает таяние льда и снежного наката и имеет низкую температуру замерзания. При отрицательных температурах ниже -17°С реагент «Бионорд» плавит ледяные образования на дорожном покрытии, предотвращает укатывание и спрессовывание снега. Кроме того, он препятствует разрушению асфальтобетона, а также, из-за отсутствия в нем агрессивных веществ, не образует на покрытии дороги снежной корки и наледи и не снижает коэффициент сцепления.
«Согласно зарубежным исследованиям, применение противогололедных материалов (ПГМ) практически не наносит вреда деревянным поверхностям и качественно уложенному асфальту. С бетоном приходится обращаться аккуратнее. Компания Kuert Concrete (штат Индиана, США) рекомендует применять для дорожек только специальный бетон для открытого воздуха (в России до сих пор бетон не делится на предназначенный для открытого воздуха и закрытых помещений). Если бетону менее одного года, то для защиты от повреждения зимой при использовании ПГМ поверхность дорожки рекомендуется обрабатывать олифой, минеральными маслами или терпентином. Эти средства не дадут воде из растопленного снега попасть в микропоры бетона и разрушить его при последующем замерзании», – комментирует представитель пресс-службы Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Михаил Соколовский.
На один квадратный метр используется от 40 до 80 граммов реагента. «Не верится, что этот реагент так безопасен, как нам его представляют, – считает автолюбитель Сергей Дутов. – Все-таки химия она и есть химия. А даже если и в небольших количествах он безопасен, то кто следит за тем, сколько его ссыпают? Везде пишут, что после того, как снег растаял, его нужно убирать вместе в реагентом. Что-то я у нас такого не видел, чтоб сыпали и через пару часов убирали все это с дороги».
В этом году «Бионордом» будут посыпать дороги Самарского, Ленинского, Октябрьского и Железнодорожного районов. Кроме того, в перечень включат и основные магистрали города: проспект Кирова, улицу Победы, Гагарина, Вольскую, Ново-Вокзальная, Авроры, Советской Армии, 22 Партсъезда с путепроводом.