Авто «Упрощенка» станет доступнее?

«Упрощенка» станет доступнее?

В Самаре с ее интенсивным движением проблема с оформлением ДТП без пострадавших стоит острее, чем в других городах. Как показывает практика, лишь незначительная часть самарских автолюбителей предпочитает разбираться с аварией самостоятельно – без участия

В Самаре с ее интенсивным движением проблема с оформлением ДТП без пострадавших стоит острее, чем в других городах. Как показывает практика, лишь незначительная часть самарских автолюбителей предпочитает разбираться с аварией самостоятельно – без участия инспекторов ГИБДД. Между тем Госдума, пытаясь решить эту проблему, решила увеличить лимит суммы ущерба, при котором можно оформлять ДТП по европротоколу. Принесет ли эта затея успех?

Европротокол по-прежнему остается невостребованным у российских автолюбителей. Как ни старается госавтоинспекция популяризовать этот вид оформления, все попытки проходят безуспешно – не желают россияне брать ответственность на себя. Сотрудники же ГИБДД всячески от этих обязанностей отмахиваются. «Задача ГИБДД – проводить профилактику аварий, а не разбираться с их последствиями», – еще в прошлом году заявлял начальник УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов. Он рассказал о том, что в ГИБДД не хватает экипажей для того, чтобы оперативно выезжать на все ДТП. В первую очередь сотрудники ДПС спешат туда, где пострадали люди. А вот тем, кто просто слегка помял свое авто, приходится ждать, особенно в дождь или снегопад.

Не так давно ситуацию под свой контроль попытались взять в Генпрокуратуре, которую завалили жалобами автомобилисты. Суть жалоб – сотрудники госавтоинспекции слишком долго едут на такие ДТП, и автомобилистам приходится часами их ожидать, создавая пробки на дорогах. Генпрокуратура запросила от ГИБДД информацию о существующих временных нормативах выезда на ДТП. Госавтоинспекция в ответ сообщила, что такого регламента по времени не существует, есть лишь приказ МВД №185, в котором говорится, что после вызова «сотрудники должны прибыть на место незамедлительно». В свою очередь Генпрокуратура потребовала ввести такие нормативы.

На этой неделе в МВД России официально заявили о том, что принято решение не вводить жесткий временной норматив прибытия инспектора ГИБДД на место происшествия. Свое решение ГИБДД аргументировала тем, что каждый регион имеет свою специцфику, интенсивность движения и состояние дорожного покрытия. Не последнюю роль играют и климатические условия территории. Поэтому разработать такие нормативы для всей страны в целом невозможно.

Однако, как следует из сообщений центральных СМИ, Генпрокуратура таким ответом вновь не удовлетворилась. Сейчас в ведомстве рассматривают возможность ввести нормативы отдельно для каждого региона. Эту инициативу поддерживают и общественники.

«Отсутствие норматива прибытия инспектора развязывает ГИБДД руки. Можно было бы дать каждому региону возможность устанавливать свой собственный норматив в зависимости от качества дорог, климата, количества экипажей ДПС. Пусть это будет час, но за опоздание будет применяться дисциплинарное взыскание», – заявил федеральным СМИ президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Пока ведомства разбираются между собой, у автомобилистов есть лишь два варианта действий: ждать ГИБДД либо действовать по так называемой «упрощенке» – европротоколу. Эта схема подразумевает, что участники ДТП, сумма ущерба в котором составила не более 25 тысяч рублей, имеют возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП, оформить все необходимые документы и обратиться за компенсацией к своим страховщикам. Между тем, как уже говорилось выше, «упрощенка» доверием автолюбителей не пользуется. Предпосылок к тому несколько. Во-первых, не всегда автомобилисты могут точно определить сумму ущерба, а согласно закону, если сумма превысила 25 тысяч рублей, то страховая компания вправе отказать в выплате. Во-вторых, с началом действия на территории России европротокола появились и мошенничества: предприимчивые автомобилисты с побитыми авто подстраивают аварии, пытаясь получить компенсацию и за счет страховых компаний отремонтировать машины. Поэтому страховые компании, опасаясь «подстав», весьма недоверчиво относятся к таким авариям и находят способы не выплачивать деньги. Благо, участники ДТП не всегда правильно оформляют все необходимые документы – а это уже позволяет страховщикам не рассматривать такие случаи.

По закону участники ДТП могут привлечь к оформлению таких аварий страховых комиссаров. Однако на деле этой услугой пользуются немногие – за помощь комиссаров нужно платить, а это могут позволить себе не все. Чиновники считают, что главный фактор – маленькая сумма лимита. При нынешней инфляции и росте цен на автомобильные запчасти ущерб в 25 000 рублей встречается крайне редко. Обычно аварии обходятся водителям дороже. Поэтому Министерство финансов РФ предложило увеличить максимальную сумму выплаты при упрощенном оформлении ДТП с 25 тысяч до 50 тысяч рублей. Правда, по мнению самих автомобилистов, эту сумму нужно увеличить как минимум до 100 тысяч рублей. Но страховщики выступают против такого кардинального увеличения, считая, что это вызовет рост мошенничеств. «Мошенничества станут более привлекательными, – высказал свое мнение руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец в эфире радио «Вести ФМ». – Если предположить, что машины будут снабжены средствами независимого контроля и будет запись, позволяющая говорить о том, при каких обстоятельствах произошло повреждение автомобиля, то это станет очень хорошей мерой. Вообще, установление видеорегистраторов – это тот тренд, который надо приветствовать».

По мнению руководителей страховых компаний, причина непопулярности европротокола вовсе не в маленьких суммах, а в незнании россиянами принципов самостоятельного оформления ДТП. В первую очередь участники ДТП должны обозначить место происшествия знаками аварийной остановки, удостовериться, что нет пострадавших и участников ДТП не больше двух. Важно наличие полиса ОСАГО у обоих участников. Кроме того, у них не должно быть разногласий по поводу того, кто виноват в аварии. Водитель поврежденного транспортного средства должен быть согласен, что ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Затем участники обязаны заполнить извещение о ДТП: внести в форму информацию о владельцах ТС, водителях, регистрационных документах ТС, страховщиках ОСАГО и номера страховых полисов. Извещение нужно передать страховщику в течение 15 рабочих дней после ДТП. Потерпевший может обратиться как в свою страховую компанию, так и к страховщику виновника ДТП.

«Одна из причин, по которой водители не хотят самостоятельно оформлять ДТП при отсутствии пострадавших и наличии не более двух участников ДТП – это боязнь не получить выплату по страховому случаю из-за тонкостей оформления документов и схемы происшествия, – считает директор автошколы «Самарский областной учебный комбинат» Валерий Сынтин. – То, что могло бы изменить ситуацию, – это доведение до застрахованного водителя информации в доступном виде о правилах и особенностях оформления этих документов. Это и средства массовой информации, и сами страховые компании должны информировать клиента и давать им инструкции, понятные даже юридически неподкованным людям. Хорошо бы на самом страховом полисе отдельной выделенной строкой написать краткую инструкцию по основным критериям самостоятельного оформления ДТП, при соблюдении которых будет гарантировано признание страхового случая с последующей выплатой соответственно».

В ноябре Государственная дума приняла законопроект об увеличении максимальной суммы выплаты при упрощенном оформлении ДТП до 50 тысяч рублей. Однако многие сомневаются, что это поможет делу.

«Во-первых, нужно поднять планку выплат по таким авариям хотя бы до 100 тысяч рублей, – считает редактор уфимского сайта 102km.ru Василий Лебедев. – Во-вторых, нужно максимально упростить оформление мелких аварий.

Видеозапись происшествия (думаю, не стоит напоминать о регистраторах) должна быть единственным доказательством факта ДТП, причем, неоспоримым. Дальше пусть между собой бодаются страховые компании – водитель, заплативший им деньги за полис, страдать от этого вообще не должен. А чтобы у страховщиков пропала привычка при любом удобном случае отказывать в выплатах, нужно ввести для них серьезные штрафы. Ну и, конечно же, не помешает тщательный контроль за их работой».

Кстати, на днях Генпрокуратура призвала автомобилистов задуматься о покупке видеорегистратора в машину. Ведомство предложило разработать систему льгот для водителей, установивших этот прибор. Страховщики идею поддержали, заявив, что видеорегистраторы позволят сократить количество спорных ситуаций на дороге.

«Ситуация, когда из-за ущерба в 5000 рублей (да даже 50 000 рублей) возникают километровые пробки, а сами участники ждут по шесть-десять часов, абсурдна, – говорит редактор челябинского сайта Avtochel.ru Артем Краснов. – Сотрудник ГИБДД, оформляющий ДТП, не устанавливает виновность. Его задача – лишь правильно оформить документы, включая схему. Никаких специальных полномочий для этого не нужно, эту функцию могут выполнять сами автомобилисты, если грамотные, либо страховые комиссары. Поэтому разумно, по-моему, сделать сайт, где выложить пошаговую инструкцию, как оформить ДТП. Да, будут спорные случаи. Но они есть и сейчас. Если же участники не могут договориться, как именно рисовать схему, вот в этом случае нужно вызывать ГИБДД.

Возникнет проблема мошенничества и автоподстав, но сотрудник ГИБДД в любом случае не занимается анализом причин аварии, он лишь фиксирует ее факт и обстоятельства, поэтому схема оформления через ГИБДД также не исключает мошенничеств. Можно обязать участников ДТП прилагать круговую видеопанораму места ДТП, камера сейчас есть в каждом телефоне».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления