Дорожно-транспортных проблем в нынешней Самаре хватает. Но если большинство из них связаны с недостаточным финансированием и отсутствием необходимого оборудования, то есть факторами, от простого люда не зависящими, то поведение водителей маршруток достойно отдельного обсуждения. Водители пазиков и автобусов малой и средней вместимости стали уже отдельной категорией участников дорожного движения: они постоянно становятся героями сводок ГИБДД.
Итак, так называемые маршруточники нарушают ПДД, курят за рулем, разговаривают во время движения по мобильному телефону, а порой даже хамят пассажирам. Вот так выглядит стандартная памятка-инструкция для водителей, осуществляющих пассажирские перевозки:
Водитель маршрутного автобуса обязан:
соблюдать правила дорожного движения и перевозки пассажиров;
выдавать пассажирам, оплатившим проезд и провоз багажа, контрольные билеты;
при аварии или несчастном случае принимать меры, предусмотренные правилами дорожного движения. Немедленно сообщить о происшествии в диспетчерскую парка;
строго следовать по установленному маршруту, соблюдая конечные и промежуточные остановочные пункты;
содержать автобус исправным и чистым, следить за порядком в салоне, быть вежливым и предупредительным с пассажирами, предоставлять им необходимую информацию о работе маршрута;
при обнаружении в салоне забытых вещей, документов, денег и других ценностей принять возможные меры к возврату их законным владельцам, а при отсутствии такой возможности по окончании смены сдать их в диспетчерскую парка;
при обнаружении в салоне автобуса подозрительных предметов, не трогая их, принять меры по обеспечению безопасности пассажиров и немедленно сообщить в правоохранительные органы и диспетчерскую парка.
Уже можно с уверенностью сказать, что большинство самарских водителей маршруток и автобусов своими обязанностями пренебрегают. «В декабре ездили в Тольятти к друзьям, – рассказывает Елена Калашникова. – Когда уже приехали туда и добрались на такси до друзей, вспомнили, что забыли спортивную сумку на верхней полке автобуса. Примчались на вокзал, там уже все закрыто. Но все-таки нам удалось найти этот автобус на стоянке и водителя, который сидел в будке. Мы чуть ли не на коленях начали его умолять, чтобы он открыл автобус, потому что там сумка с нашими вещами, техникой, необходимой для работы, и документами. Но он нам сказал, что у него неисправная дверь, и открыть он ее сможет, когда из салона выйдет весь воздух – часов в девять утра следующего дня. Мы стали объяснять, что мы впервые в этом городе, что нам позарез нужны и вещи, и документы, даже решили надавить на жалость и сказали, что нам негде ночевать, потому что нас в гостиницу не пустят без паспортов, но водитель просто наорал на нас матом, рявкнул, что это не его проблемы, сел в машину и уехал домой. Я понимаю, что это наша вина, но разе водитель не должен проверять свой автобус на предмет забытых вещей? А вдруг там бомба, которая взорвется утром? Причем как расценивать тот факт, что водитель, зная о том, что в автобусе находятся чужие паспорта, спокойно уехал, и это притом что автобус находится на неохраняемой стоянке? Утром мы забрали сумку. Жаловаться не стали, но неприятные впечатления остались».
«Я пользуюсь общественным транспортом часто, – делится жительница Самары Вера Савинова. – И могу сказать, что очень часто водители маршруток просто самым наглым образом нарушают правила дорожного движения. По поводу того, что они нарушают маршруты – здесь неоднозначная ситуация. Бывает, что во время пробок водители пытаются их объехать. Наверное, это хорошо для нас – пассажиров. Но я однажды оказалась в такой ситуации, когда водитель маршрута №67 попытался объехать пробку на Московском шоссе от парка Гагарина до Ново-Вокзальной и заехал в «карман» возле «Парк хауса». И ему не повезло, потому что таких «умных» оказалось много, в итоге в «кармане» образовался еще больший затор, чем на Московском. В результате мы проехали вот это небольшое расстояние минут за 40. Пассажиры сначала молчали, а потом начали возмущаться. Причем эти возмущения переросли просто-таки в хамство – водителя называли идиотом и тут же просклоняли на все лады его национальность. Пришлось даже за него заступиться. А из самых частых нарушений могу назвать остановку где попало. Вчера водитель маршрутки вообще меня высадил на второй полосе, потому что ему лень было ждать, когда от остановки по первой полосе отъедут два других автобуса. А что делать – пришлось идти через поток машин»
Далее – памятка-запрет.
Водителю запрещается:
при расчете с пассажирами брать в залог вещи, документы и другие ценности;
перевозить пассажиров в количестве, превышающем число, установленное правилами эксплуатации автобуса;
осуществлять движение при не полностью закрытых дверях салона;
передавать управление автобусом лицам, не указанным в путевом листе;
курить в салоне автобуса;
отклоняться от установленного маршрута.
По данным сервиса «Автообъявления», на вторичном самарском рынке автомобилей представлен широкий спектр коммерческого транспорта. Его стоимость начинается от 170 000 рублей (ГАЗ 2752 «Соболь») до 1 200 000 рублей (IVECO Daily).
Кто-нибудь когда-нибудь встречал водителя маршрутки, который подчиняется всем требованиям этой памятки? Как правило, водители позволяют себе курить за рулем, забивать салоны пассажирами до той степени, когда уже двери не закрываются, и кроме того, постоянно разговаривают по мобильному. «Недавно ехала по Московскому шоссе на маршрутке №67, – рассказывает жительница Самары Анна Горбунова. – Водитель, отъезжая от остановки, видимо, не посмотрев, что впереди, резко дал по газам. И буквально в ту же секунду, заметив, что впереди вереница стоящих машин, резко затормозил. При этом рухнуло пол-автобуса. Девушка одна буквально впечаталась в пол и очень сильно руку ушибла. Пассажиры вполне справедливо начали кричать на водителя. Буквально через пару остановок водитель, несмотря на то, что маршрутка уже была забита, снова остановился, пассажиров набилось еще больше, и дверь не закрывалась. И что же? Водитель спокойно поехал с полузакрытой дверью. И его не волновало, что кто-нибудь может выпасть. Очень надеюсь, что та девушка, которая ушибла руку, обратилась в больницу. Потому что больница направляет такие факты в ГИБДД, и там уже такие случаи оформляют как оставление водителем места ДТП».
И таких случаев каждый день происходит множество. Пассажиры уже привыкли и к хамству, и к сигаретному дыму в салоне, и к громкой болтовне водителя. Однако управу на маршруточников найти можно. В салоне каждого автобуса размещена памятка с номерами телефонов тех ведомств, куда можно жаловаться. Это департамент транспорта администрации Самары, ГИБДД и транспортная инспекция. Неделю назад Doroga63.ru направила запрос в департамент транспорта с просьбой дать информацию о том, с какими именно жалобами можно в это ведомство обращаться и как быстро последует реакция на эти жалобы. Судя по тому, как департамент реагирует на запросы (а ответ так и не пришел), обращаться туда не стоит – ваша жалоба успеет пылью покрыться.
В ГИБДД принимают жалобы на водителей, которые нарушают правила дорожного движения. «Если есть видеосъемка или показания как минимум двух свидетелей, то возможно наложение штрафа на нарушителя, – комментирует начальник УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Владимир Бочаров. – Иначе доказать факт нарушения трудно. Но хочу отметить, что любое обращение не останется без внимания. У каждого водителя есть работодатель. Поэтому если к нам нам поступает жалоба на водителя, мы ставим в известность об этом руководителя фирмы-перевозчика. Также мы несколько раз в году проводим профилактические операции-проверки деятельности пассажирских перевозчиков. В частности, проводим скрытый контроль за маршрутными средствами: начиная от начального пункта до пункта конечной остановки. Раньше мы проверяли техническое состояние пассажирских автобусов. С этого года эту функцию передали в другие руки. А вообще жалоб на водителей поступает не очень много. Бывают и обратные жалобы – от водителей, как правило, жалуются, что их прищемляют».
Гораздо больше жалоб поступает в федеральное ведомство – транспортную инспекцию. В месяц приходит от девяти до 15 обращений от пассажиров. Сюда можно жаловаться не только на тех водителей, которые ездят на красный или резко тормозят, но и на хамов. «Мы просим заявителей оставлять свои контакты – исключительно для служебных целей, – рассказывает заместитель начальника отдела самарского отделения РТИ Евгений Живаев. – Затем приглашаем на беседу водителя и его работодателя. Проводим опрос. Если возникают какие-то разночтения в показаниях, при водителе звоним заявителю. Как правило, водители после этого признаются в своих нарушениях. После этого передаем документы в прокуратуру или мировому судье. Причем справедливыми оказываются около 90% от всех поступающих нам жалоб. Большая часть обращений касается именно коммерческого пассажирского транспорта. Я считаю, что пассажиры должны жаловаться и защищать свои права. Очень много просто вопиющих случаев происходит. Я слышал про такой случай, когда водитель маршрутки высадил у КИНАПа бабушку – ветерана Великой Отечественной войны, которая показала ему удостоверение. Водитель заявил, что в его автобусе такие документы не действуют. В маршрутке ехал в это время работник следственного комитета. Он попытался заплатить за бабушку. В итоге между ним и водителем завязался конфликт. В итоге работник СУ СК запомнил номер машины и данные водителя и сделал так, что теперь этот водитель не может устроиться ни в одну из фирм-перевозчиков».
А вот пытаться разобраться с водителем самому лучше не пытаться – это чревато неприятностями. Пусть с хамами разбирается закон.