

В Самаре на пешеходных переходах установят узконаправленные источники света – они будут освещать только сам переход. Данные меры по борьбе с аварийностью предложила областная Госавтоинспекция. Кроме того, в планах ГИБДД – виброполосы перед зебрами, системы видеонаблюдения на пешеходных переходах и ограничение автомобильного движения на некоторых участках дорог.
Проблема аварийности на пешеходных переходах в России становится все острее. Все чаще пешеходы гибнут под колесами автомобилей на зебрах и на разрешающий сигнал светофора. Сотрудники ГИБДД всех регионов ломают головы: как еще защитить пешеходов от наглых водителей, а порой и от своей беспечности. Самарская ГИБДД разработала свой комплекс мер.
Как показывает статистика, в 60% наездов на пешеходов виноваты водители. Остальные случаи – это те, когда пешеходы, невзирая на то, что в 100 метрах находится пешеходный переход, бегут через дорогу в любом удобном для них месте. По такой категории участников дорожного движения в Самаре «ударили» пешеходными ограждениями. Их в 2011 году установили по всему городу. Правда, сами пешеходы такой заботы не оценили.
«Приходит очень много жалоб, – говорит начальник отдела организации дорожного движения департамента благоустройства и экологии администрации Самары Игорь Чугунов. – Содержание примерно одно и то же: «Нам оставили всего четыре метра на переходы и остановки, мы в них не вмещаемся, уберите ограждения!». Убедить людей, что это все сделано для их же блага, очень сложно. Были жалобы и от дорожных служб: если раньше снег можно было просто сдвинуть, то сейчас приходится вывозить, а это лишняя работа, лишние затраты. Но ничего – смирились».
Но главной проблемой остается работа с водителями, которые сбивают пешеходов на переходах. Большинство аварий происходит в темное время суток, когда водитель либо не видит знака, либо не замечает пешехода. Стараниями ГИБДД по всему городу установили дорожные знаки «Пешеходный переход» на флуоресцентной подложке – они хорошо видны в свете фар. Такой же эффект – светящийся – нужен и пешеходам. Общественники разработали законопроект, согласно которому пешеходы будут штрафоваться за переход дороги в темное время без фликера – световозвращающего элемента одежды. Пока «светятся» в темноте только младшие школьники – фликеры им раздают на уроках, посвященных изучению ПДД. Да и убедить малыша прикрепить смешную наклейку в форме мультяшного персонажа или смешного зверька проще, чем уговорить старшеклассников приклеить светящийся элемент на фирменную одежду.
Конечно, самыми проблемными участками в плане аварийности остаются нерегулируемые пешеходные переходы. Так, недавно общественники предложили запретить зебры на дорогах, имеющих более двух полос для движения. Решения два: либо установить на этих участках светофоры, либо вообще отказаться от этих переходов.
«Конечно, сама идея нерегулируемого перехода на 6-полосной дороге – это глупость, – говорит начальник УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов. – Но если взять Самару, то у нас норма по светофорам перевыполнена уже давно. Установка светофорных объектов, к сожалению, зачастую только усугубляет ситуацию. Светофор приводит к снижению пропускной способности. Отсюда такие последствия как ухудшение экологии и загруженность параллельных улиц. Поэтому в некоторых случаях полезно даже отказаться от переходов. Например, такие переходы есть в Тольятти».
«Мы проводили исследование и составили перечень таких переходов, на которых аварийность составляет более двух аварий, – рассказывает начальник ОГИБДД У МВД России по городу Тольятти Сергей Фокин. – В списке около 17 таких переходов. Если раньше мы устанавливали светофор на 4-6 нерегулируемых участках в год, то в прошлом году – на одном. Есть много переходов, от которых нужно отказаться. Там интенсивность потока – 3-4 пешехода в час. Поэтому резонно их вообще убрать. Но любые изменения вызывают недовольства пешеходов, так что приходится доказывать свою правоту в контролирующих органах».
«Вы должны понимать, что все меры, которые мы предпринимаем, – это лишь «залатывание дыр», – говорит заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Виктор Митник. – Конечно, легче наставить светофоры, но ведь они проблему не решат. Вот взять, например, самый яркий переход – у ипподрома. Да, то, что там нерегулируемый переход через шесть полос – глупость. Но если там поставить светофоры, то кольцо встанет. Вообще, проблема в том, что генплан не учитывает решения транспортных вопросов. Мы об этом говорим уже около 20 лет. Но все остается по-прежнему: город строится, а интересы автомобилистов при этом не принимаются во внимание. Московское шоссе вообще проектировалось как скоростная улица межрайонного значения, а сейчас она превратилась в улицу для обслуживания различных объектов массового притяжений граждан. На этой улице множество торговых и развлекательных центров, которые не должны примыкать к ней, но имеют прямое примыкание. Потом много нареканий к точечной застройке – повсеместно строятся многоквартирные жилые комплексы, но при этом застройщики вообще не думают о том, как люди будут подъезжать к своему дому, куда они будут ставить автомобили».
Кроме того, в ГИБДД рассказали, что сейчас всерьез задумываются о внедрении так называемых виброполос, или шумовых полос. Они и сейчас применяются, но недостаточно широко. Между тем, их использование очень эффективно, особенно перед пешеходными переходами на дорогах с разрешенной высокой скоростью.
Кстати, Федерация автомобилистов России предлагает весьма радикальную меру – повышение штрафов для пешеходов до 3000 рублей.
«К сожалению, это очень трудно выполнимая мера, – считает Игорь Антонов. – Во-первых, проблема будет в собираемости штрафов – сейчас даже 200 рублей с пешехода взыскать сложно. Во-вторых, на пешеходов крайне трудно заполнять протоколы, так как у них редко бывают при себе документы. То есть нужно установить личность, для этого нужно задержать человека. А если задержать женщину с ребенком или бабушку, это влечет такой негатив, который несравним со значимостью этого штрафа».