Госавтоинспекция просит россиян принять участие в решении проблемы роста аварийности на пешеходных переходах. На сайте ведомства открыт раздел, в котором россияне могут оставить свои предложения. Уже поступило около 500 предложений. Некоторые из них инспекторы обсудили на первом интерактивном круглом столе, в котором приняли участие сотрудники ГИБДД и общественники всех регионов страны.
В обсуждении проблемы повышения безопасности пешеходов на дорогах приняли участие главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-майор полиции Виктор Нилов, депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков, председатель Центрального совета движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России Владимир Розинов, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, доктор медицинских наук, профессор, эксперт по человеческому фактору Валерий Козлов, президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре.
Круглый стол «Безопасность пешеходов в современных условиях: проблемы, опыт, поиски решений» стал продолжением общественного обсуждения. Ранее на сайте Госавтоинспекции МВД России был открыт новый раздел «Право пешехода», в котором представители экспертного сообщества в области дорожного движения, а также все посетители сайта могли высказать свои варианты решения проблемы. В Госавтоинспекцию поступило несколько сотен писем от граждан, которые предложили собственные идеи и даже технические решения для повышения безопасности пешеходов.
Также был проведен социологический опрос среди участников дорожного движения. «Больше половины опрошенных (57%) оценили уровень организации пешеходных переходов в своем регионе как плохой. Более 75% респондентов считают необходимым размещать знак пешеходного перехода на желтом светоотражающем фоне – это поможет водителям и пешеходам лучше ориентироваться на дороге. Большинство участников опроса (62%) считают, что за неправильно оборудованные пешеходные переходы органы государственной власти и дорожные организации должны нести уголовную ответственность. 88% респондентов поддержали инициативу по усилению административной ответственности за нарушение ПДД пешеходами», – сообщила президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что действующие нормативы по обустройству пешеходных переходов не соответствуют требованиям, морально устарели и требуют существенной доработки. Госавтоинспекция предложила сделать зебру разноцветной, дополнив белые линии желтыми, отделять дорогу от пешеходных зон ограждениями перильного типа, использовать светодиодные индикации на дорожных знаках «Пешеходный переход».
«В 50-60% случаев ДТП с участием пешеходов виноваты водители, в остальных – пешеходы – рассказал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. – Я считаю, что повышать штрафы для пешеходов не следует. Они и так наказаны, получив травму. Нужно решать проблему другими методами. Во-первых, большинство пешеходов гибнет во тьме – не видят их водители. Нужно обратить внимание на это. Кроме того, необходимо приподнять уровень зебры на 3-4 сантиметра – это заставит водителей притормаживать. Также нужно создавать искусственные неровности перед переходами. Сами переходы нужно оборудовать видеокамерами. Кроме того, пешеходные переходы устарели. Нужны новые стандарты, которые будут учитывать потоки машин. А лучше создавать подземные и надземные переходы. Пешеход должен чувствовать, что он под надзором».
С ним согласился научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, который также поддержал предложение Госавтоинспекции МВД России сделать зебру разноцветной, чтобы она была заметнее для водителей. «Главное – это защитить наших детей, – считает он. – Ведь у детей нет чувства самосохранения. У ребенка отсутствует чувство опасности, нет навыков поведения на дорогах. Поэтому ответственность только на родителях. Ну и учителя должны уделять внимание дорожному воспитанию».
«У нас в Перми обучение осуществляется в рамках двух курсов, – рассказал по видеосвязи министр образования Пермского края Николай Карпушин. – Это окружающий мир – с 1 по 3 классы и ОБЖ – 8, 9 и 10 классы. Все. Как известно, чаще всего в аварию попадают, ученики 5-9 классов. А это как раз та часть школьников, у которых нет уроков ПДД по школьной программе. Да и в более старших классах на дорожную безопасность выделяется по два часа в учебном году. Необходимо подвинуть какие-то курсы, какие-то предметы и найти время для уроков ПДД. Обучение должно быть систематическим. Кроме того, мы проводим такой эксперимент. Сейчас многих школьников на учебу привозят родители. И дети ведут дневники, куда записывают те нарушения, которые допустили их родители при вождении».
Еще один важнейший аспект решения проблемы лежит в плоскости психологии. Сегодня взаимоотношения водителей и пешеходов зачастую агрессивны и нетерпимы. Кроме того, они не всегда четко осознают риски, возникающие в процессе дорожного движения. «Для того, чтобы ситуация с пешеходами стала меняться, необходимо не столько повышать штрафы, сколько менять психологию водителей и пешеходов», – считает профессор Валерий Козлов.
Круглый стол в режиме онлайн транслировался по сети Интернет на всей территории Российской Федерации. К обсуждению проблем повышения безопасности пешеходов присоединились представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, экспертных сообществ во всех регионах России. В ходе круглого стола на видеосвязь с его участниками вышли представители четырех регионов – Татарстана, Пермского края, Белгородской и Томской областей.
Так, лидер молодежного движения за безопасность «16 RUS» Марсель Нигметзянов (г. Казань) предложил устанавливать камеры фотовидеофиксации на пешеходных переходах. «Также необходимо повысить штрафы для водителей, нарушающих правила проезда через пешеходные переходы, – заявил он.- В Европе этот штраф составляет 800-1000 евро, например, в Испании – 600, в Финляндии за это вообще забирают права. А у нас какие-то копейки. Кроме того, давайте посмотрим на наших соседей. В Белоруссии ношение световозвращающих элементов на одежде для пешеходов обязательно по закону. Нам тоже нужен такой закон».
«Для того чтобы принять такой закон, нужно заранее подумать о его исполнении, – считает депутат Белгородской областной думы Елена Бондаренко. – Школьники-малыши носят эти фликеры с удовольствием, потому что они выполнены в виде мультяшек, зверюшек. Но вот как заставить надень фликер гламурных студентов? Необходимо сотрудничество с дизайнерами – разработка модной одежды со световозвращающими элементами, брелоки с ними, пояса, ремни. Нужно стимулировать молодежь носить эти элементы, а модельеров – шить такую одежду».
Руководитель «Союза пешеходов» Вячеслав Лысаков считает, что нужно принимать меры, которые защищали бы пешеходов на дороге. «Необходимо запретить зебры на дорогах с более чем двумя полосами для движения, – заявил он. – Это ведь русская рулетка, когда на дороге с шестью полосами нерегулируемый пешеходный переход. Один бог ведает, дойдешь ты живым. Необходимо обустроить виброполосы, организовать освещение на переходах. Я считаю, что то, что Госдума не разрешила поворот на красный свет – это хорошо. Потому что иначе пешеходы были бы в опасности».
В завершение круглого стола руководитель российской Госавтоинспекции Виктор Нилов отметил, что состоявшее мероприятие не является итогом в обсуждении проблематики безопасности пешеходов. Он еще раз отметил, что общественная дискуссия «Право пешехода» продолжается. Госавтоинспекция при поддержке экспертных сообществ готова рассматривать все предложения, которые помогут обезопасить пешеходов, в том числе с использованием зарубежного опыта.