Кандидатов в водители ожидают большие перемены. Конкретные упражнения на автодроме без права выбора, выполнение всех заданий с первого раза без права на ошибку, разномастные городские маршруты – все это может появиться в новом регламенте, который готовит главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения. Фактически разрабатывается новая методика по приему квалификационных экзаменов.
«Сейчас существует пять основных упражнений, которые в той или иной комбинации сдаются на экзамене в ГИБДД. Это змейка, трогание на подъеме, параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве (дворик), въезд в бокс. Наиболее частой и при этом самой сложной является комбинация, включающая так называемую горку и гараж, – говорит директор автошколы Сергей Артемьев. – Сейчас весь вопрос в том, какие именно упражнения будут включаться в экзамен по нового регламенту и в каком количестве».
Если учесть, что сейчас требуется выполнить только три упражнения, а не пять, альтернативы действительно есть. В методике по принятию экзаменов предусмотрено три варианта компоновки. Например, первый включает остановку и трогание на подъеме, параллельную парковку задним ходом и змейку; второй – первые два задание такие же, но вместо змейки – дворик; и третий – горку, змейку и въезд в бокс. В зависимости от возможностей экзаменационной площадки экзаменационный набор определяет либо начальник экзаменационного подразделения ежедневно, либо сам водитель, вытягивая билет. И второй вариант возможен в том случае, если автодром позволяет одновременно организовать прием по всем перечисленным комбинациям.
По информации «Российской газеты», ГИБДД предлагает в новом документе прописать, какие упражнения на экзамене являются обязательными, и при этом исключить право даже на одну ошибку при их исполнении: «Мне кажется, это перебор, потому что ученики и так на нервах, и многие ошибки, которые выходят на экзамене, – это порождение стресса. Когда есть право на небольшую оплошность, это обнадеживает. Перенервничал, не получилось с первого раза – собрался и сделал, – считает автомобилист Василий Маховой. – В теоретической же части есть право на ошибку, и то здесь важны знания, зубрежка в конце концов, а не случай. А практика – это во многом случайность и стечение обстоятельств, и здесь нельзя чрезмерно давить и лишать шансов. В конце концов экзамен в городе все расставит на свои места».
Больше возможностей идеально выполнить задание есть в том случае, если ученик хорошо знаком с площадкой. Оказаться на незнакомой площадке, которая в любом случае будет отличаться от тренировочной, – это стресс для учеников. Чтобы они не впадали в «культурный шок», автошколы советуют своим подопечным хотя бы пешком пройтись по площадке, посмотреть расположение объектов, в общем, познакомиться с территорией.
Представители автошкол связывают закрытие автодрома ГИБДД для пробных поездок с вступлением в силу закона «О полиции» и внутренними организационными моментами.
«Российская газета» указывает и на некоторые изменения в городской части экзамена: будущий водитель должен проехать по такому маршруту, в который заложены улицы с разной интенсивностью движения. С одной стороны, это более полно отразит навыки ученика, с другой – сколько времени потребуется на одного человека, чтобы преодолеть такой маршрут. Сомнительно, что при сокращении личного состава у ГИБДД будут ресурсы на путешествия в разные части города: «Новый регламент будет обсуждаться в числе многих других вопросов, связанных с подготовкой водителей и безопасностью на дорогах, в конце марта в Москве. Сейчас можно строить лишь догадки. Каким образом будет проводиться экзамен по вождению в городе с учетом разной интенсивности движения? Я полагаю, что Госавтоинспекции предложат пересмотреть экзаменационные маршруты так, чтобы они захватывали улицы, разные по загруженности».
Отдельная часть нового документа будет посвящена автоматизированным автодромам и тем новшествам, которые обсуждались еще год назад в связи с проведением теоретического и «автодромного» экзамена на базе аккредитованных автошкол. Но до мартовских встреч профильных ведомств эта часть остается не раскрытой.