Авто ГЛОНАСС без прикрас

ГЛОНАСС без прикрас

Самарские транспортные предприятия готовятся к новым правилам, которые вступят в силу с 1 июля 2012 года. Напомним, компании, осуществляющие пассажирские перевозки, не получат лицензию, если не установят на транспортных средствах ГЛОНАСС. В Самаре все мун

Самарские транспортные предприятия готовятся к новым правилам, которые вступят в силу с 1 июля 2012 года. Напомним, компании, осуществляющие пассажирские перевозки, не получат лицензию, если не установят на транспортных средствах ГЛОНАСС. В Самаре все муниципальные автобусы оснащены датчиками.

Итак, новое правило коснется тех автобусов, которые оборудованы для перевозок более восьми пассажиров. Причем подключить транспорт к спутниковой системе должны будут не только муниципальные компании, но и коммерсанты. Иначе не получат лицензии. Таково решение Министерства транспорта РФ. Предполагается, что оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS поможет сделать перевозки более безопасными, а также отслеживать маршруты, по которым передвигается транспорт, в частности, для борьбы с отставанием от расписания. А как вообще работает система?

Самарские муниципальные автобусы к ГЛОНАСС подключены уже более трех лет, поэтому система отработана до мелочей. Работу ГЛОНАСС контролирует муниципальное предприятие «Пассажиртранссервис». В каждом автобусе установлен навигатор «Гранит» – надежный как свой тезка. «Этот навигатор вообще достаточно надежный. К нам в мастерскую он поступает разве что только для того, чтобы отладить настройки. Бывает, что он ломается, но только тогда, когда его сильно ударили или промочили», – рассказывает главный инженер МП «Пассажиртранссервис» Олег Бойко.

Каждые 30 секунд навигатор посылает на спутник данные о скорости, маршруте, модели автобуса и номере графика с погрешностью не более пяти метров. Спутник же передает эту информацию на серверы. Серверная «Пассажиртранссервиса» представляет систему из пяти серверов. Четыре из них осуществляют диспетчеризацию маршрутов, пятый – отвечает за работу сайта Tosamara.ru, на котором можно всегда в режиме онлайн посмотреть, где находится автобус интересующего маршрута, и во сколько он прибудет на какую-либо остановку общественного транспорта. Один сервер может обрабатывать информацию по 1000 автобусам одновременно. Таким образом, система может охватывать до 4000 транспортных единиц. Пока же к ней подключены лишь около 800 автобусов и маршруток. Данные пересылаются в центральную диспетчерскую. Всего за ежедневным пассажирским трафиком следят пять диспетчеров.

«Ежедневно мы мониторим 62 маршрута. Это 267 подвижных единиц муниципального транспорта и 80 – коммерческого», – рассказывает старший диспетчер МП «Пассажиртранссервис» Людмила Лазарева. – На мониторе компьютера у нас отображается вся маршрутная схема. Если автобусы зеленого цвета, значит, все в порядке. Если же красного – значит, автобус или опаздывает, или сбился с маршрута. В этом случае мы можем связаться с водителем и узнать, в чем дело. Уже по мере выяснения обстоятельств мы можем связаться с какой-либо службой и при необходимости скорректировать схему движения автобуса. Если на магистрали затор, то мы можем предложить водителю запасной путь. Иногда приходится связываться и с ФСБ – в том случае, если в транспорте обнаружен какой-либо подозрительный предмет. Правда, обычно это всего лишь сумки, забытые рассеянными пассажирами». С водителями диспетчеры связываются часто. «Для того, чтобы связаться с водителем, нам не нужно звонить ему на мобильный или набирать номер. У нас в самой компьютерной программе есть функция: «связаться с водителем каждого маршрута». Поэтому мы просто нажимаем кнопку и общаемся. Спрашиваем водителя, почему он выбивается из графика», – говорит диспетчер Татьяна Елисеева.

Водители говорят, что к такой схеме уже привыкли. «Это удобнее, чем было раньше, когда была система с жетонами, и нужно было отмечаться, – рассказывают водитель маршрута №22 Юрий Королев. – Вообще диспетчеры обращаются к нам часто. У нас в Самаре одна проблема – пробки. Поэтому в часы пик у нас постоянные опоздания. Мы тоже можем связаться с диспетчером. В навигаторе есть кнопка «Отправить сообщение диспетчеру». Диспетчер тут же с нами связывается».

К слову, ГЛОНАСС не только позволяет отслеживать в режиме онлайн движение городских маршрутов. «Система позволяет контролировать расходование бензина, – говорит директор МП «Пассажиртранссервис» Вячеслав Ежов. – Баки оборудованы специальными датчиками топлива. Любое изменение тут же отображается на мониторе диспетчера. То есть диспетчер может видеть и заправку бака, и наоборот – слив. Обмануть систему невозможно. Но, конечно, сейчас все водители дисциплинированы. Кто, зная о том, что все под контролем, осмелится нарушить правила?»

Уже летом «Большой Брат» начнет следить за всем пассажирским транспортом Самары. С 1 июля к ГЛОНАСС должны подключиться и коммерческие перевозчики. «Сейчас у нас уже обслуживаются некоторые частники, – говорит Вячеслав Ежов. – Но хотелось бы, что к нам пришли все. Мы понимаем, что ГЛОНАСС подразумевает финансовые расходы. Сам навигатор стоит от 12 до 25 тысяч рублей. Плюс 600 рублей за ежемесячное обслуживание. Зато руководители транспортных фирм смогут полностью контролировать своих водителей, то есть водители не смогут использовать транспорт для своих целей, к тому же не будут тратить на личные цели казенный бензин. Хотелось бы, чтобы к ГЛОНАСС подключились и дорожные службы, тогда можно будет в режиме онлайн отслеживать, где сейчас находится дорожная техника, и чем она занимается. В общем, это очень удобная система».

Как бы то ни было, но частникам придется потратиться на оборудование, в противном случае, они просто не получат лицензию, позволяющую осуществлять пассажирские перевозки. Отметим, что российские законодатели намерены обязать всех автомобилистов использовать систему ГЛОНАСС.

Кстати, многие интересуются, почему российские компании делают упор именно на ГЛОНАСС, а не на GPS. Объяснение простое: ГЛОНАСС – это российская система, и чиновники не хотели бы доверять такой стратегический момент как движение транспорта иностранным спутникам. К тому же, отечественная система по качеству обслуживания и точности передачи данных ничем не уступает заграничному собрату.

Фото: Видео Андрея СЁМОЧКИНА, монтаж Олега ЛАЕВСКОГО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления