Самарская Госавтоинспекция займется тонированными машинами. Весной на дорогах города количество таких авто вырастает в разы. Их водителям следует быть готовыми к тому, что теперь их будут останавливать для проверки светопропускаемости стекол чаще, чем обычно.
Чем ближе лето, тем чаще встречаются авто с затемненными стеклами. Плюсы тонировки в том, что темные окна не пропускают жарких лучей солнца, предотвращают выгорание салона, нагревание его элементов. Кроме того, если тонировка пленочная, то в случае ДТП осколки стекла не разлетаются, а остаются на пленке. Помимо этого, в машине можно оставлять ценные вещи – воры не могут разглядеть снаружи, что лежит в машине. Но у тонировки есть и существенные минусы. В частности, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в темное время суток водителями транспортных средств с установленными стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента. Как следствие, тонированные автомобили становятся объектом пристального внимания сотрудников ГИБДД.
Самарская Госавтоинспекция уже сообщила, что усилит контроль за соблюдением норм. Тонировка стекол должна отвечать требованиям ГОСТ 5727-88: «2.2.4. Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее: 75% – для ветровых стекол; 70% – для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное поле обзора П, определяющее переднюю обзорность... Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. В верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий М1, М2 и N1 допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий М3, N2 и N3 – шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. При этом светопропускание должно составлять не менее 70%».
Однако зачастую между владельцем машины и сотрудником ДПС разгорается конфликт. Как правило, большинство автомобилистов уверены, что полицейские превышают свои полномочия. «Больше всего меня возмущает то, что инспекторы останавливают машины для проверки уровня тонировки вне стационарных постов», – говорит автомобилист Юрий Захаров. Такого же мнения придерживаются многие участники дорожного движения.
Однако давайте разберемся, правы ли они. Действительно, раньше, согласно регламенту, остановить автомобиль для проверки светопропускаемости стекол могли только сотрудники технадзора и только на стационарных постах. Однако с принятием закона о полиции некоторые требования изменились. Так, на сайте ГИБДД вышло разъяснение: «В соответствии с ч. 1 ст. 28.3, ст. 26.8 и п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ возбуждать дела, применять технические средства измерения и выносить постановления по данному составу правонарушения имеют право все сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание». Специальным званием обладает любой сотрудник полиции. Поэтому, фактически, проверить светопропускаемость стекол имеет право любой сотрудник полиции, имеющий специальный прибор.
«При визуальном установлении наличия на стеклах двигающегося транспортного средства предметов, покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, у инспектора ДПС, в соответствии с п. 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, возникает основание для остановки транспортного средства и проверки светопропускаемости стекол на основании п. 82, в том числе и вне стационарного поста», – сообщает начальник отделения ОАР и пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Владимир Бочаров. Таким образом, проверка может проводиться в любом месте.
Пока наказанием за нарушение ГОСТа является штраф размеров 500 рублей. «С 1 июля 2012 года при несоблюдении норм этого ГОСТа будет запрещаться эксплуатация транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства. Кроме того, придется оплатить и штраф», – сообщает начальник отдела технического надзора УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Михаил Туманов. «Иногда водители снимают на месте тонировку и считают, что не обязаны платить штраф, поскольку устранили нарушение. Однако нарушение уже было зафиксировано, поэтому административная ответственность уже наступила», – добавляет он.
«В настоящее время на различных интернет-сайтах появились разработанные псевдоюристами образцы жалоб, в которых указывается на якобы неправомерные действия со стороны сотрудников ГИБДД со ссылками на нарушения, допускаемые ими при замерах светопропускания автомобильных стекол, в части несоблюдения требований ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для автомобильного транспорта. Общие технические условия», устанавливающего, что светопропускание должно определяться по ГОСТ 27902-88 на трех образцах. Данные ссылки являются безосновательными и не могут служить причиной прекращения административных материалов. ГОСТ 27902-88 устанавливает условия данных приемо-сдаточных испытаний, а именно: температура – (20±5)˚С; давление – от 8б до 106 кПа; относительная влажность воздуха -(60±:20)%. В качестве измерительного прибора рекомендовано использовать гальванометр. Но, в соответствии с п. 2.5 указанного ГОСТа, допускается использовать другую аппаратуру и соответствующие методы измерения, обеспечивающие получение того же результата измерения. Таким образом, указанные температурные ограничения, описанные в ГОСТ 29902 не могут являться обязательными для проведения замеров, проводимых сотрудниками ГИБДД».
Некоторые водители уверены, что проводить замеры инспекторы могут только днем и в солнечную погоду. Но это не так. В настоящее время сотрудники ГИБДД используют приборы «Тоник», «Блик», «Свет», которые можно эксплуатировать в широком диапазоне температурных режимов (от -10˚С до +40˚С), а «Свет» – от -40˚С до +40˚С, при практически любом давлении и влажности.