Около 90% самарских дорог требуют капитального ремонта. Однако власти по-прежнему пытаются «подсластить пилюлю» ямочным ремонтом, который хоть и приносит временное облегчение, но проблему в целом не решает.
Каждую весну все разговоры самарских автомобилистов сводятся к одной теме – дороги. О качестве самарских дорог, пожалуй, уже знают во всей России. Еще несколько лет назад, согласно исследованиям межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», Самара находилась в хвосте рейтинга регионов с самыми опасными дорогами. Однако в прошлом году область неожиданно переместилась в группу благополучных в этом плане субъектов.
«При составлении рейтингов мы используем данные ГИБДД об аварийности, учитываем такой фактор как количество аварий, произошедших по причине неудовлетворительного состояния дорог, также информацию о средствах, использованных для улучшения безопасности», – рассказывает сотрудник пресс-центра МОЦ Михаил Соколовский. Однако как можно понять из разъяснительной записки, это произошло благодаря отчету властей о том, что использовалось огромное количество реагента.
Однако на деле дороги от рейтингов лучше не становятся. Масштабного капитального ремонта город не видел давно. Разумеется, власти постоянно отчитываются о проделанной работе в положительном ключе. К примеру, в прошлом году активно освещались работы по ремонту внутриквартальных проездов. Де-факто же эти ремонты принесли пользу не всем дворам.
«Возле нашего дома №74 по улице Г. Димитрова в прошлом году ремонтировали дорогу, – рассказывает пенсионерка Евгения Ильинична. – Зачем ремонт делали, непонятно. У нас и так была неплохая дорога, даже ям почти не было. Но вот ремонт сделали, и в итоге дорожные рабочие положили асфальт под уклоном к подъезду. Уже осенью у нас возле подъездного крыльца были огромные лужи. Сейчас еще снег не растаял, а у нас постоянно озера у крыльца – вся вода с дороги стекается сюда. Ладно, молодежь – перелезает через сугробы, через перила, а вот мне что делать, например? Я инвалид, хожу с палочкой – я не могу, как альпинист, скакать по сугробам. Приходится идти по этой луже, а там глубина сантиметров 20. А что будет весной? Когда мы осенью обращались к рабочим и просили подровнять покрытие, они сначала потребовали денег. Вот так – на то, чтобы портить дороги, власти деньги дают, а на то, чтобы их улучшать, денег у власти нет».
Городские власти заявляют, что на капитальный ремонт в бюджете нет денег. «Все проблемы у нас от постоянного недофинансирования, – говорит руководителя Управления внешнего благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Вячеслав Ротерс. – Для капитального ремонта нужно порядка 2 или даже 3 млрд рублей – чтобы выйти на качественный уровень наших дорог». Таких средств в бюджете Самары нет, говорят чиновники. Но зато нашлись деньги на ямочный ремонт. Специалисты подчеркивают, что этот ремонт аварийный, то есть временный. Тем не менее, по их словам, гарантия на этот ремонт – три года. Между тем, практика показывает, что заплатки вылетают уже через пару недель. «На самом деле, литой асфальт – сам по себе очень крепкая смесь, – говорит Вячеслав Ротерс. – Разрушается не смесь, а соседние участки рядом с ней. Поэтому такие участки мы планируем покрывать картами».
Ямочный ремонт и ремонт картами в Самаре стали уже традиционными. Однако каждую весну ремонт проводится на одних и тех же участках, а это еще раз доказывает, что такой ремонт не может быть альтернативой капитальному. «Дороги в Самаре ужасные, – говорит автовладелец Игорь. – А все почему? Потому что чиновники нанимают компании, которые делают дороги-однодневки. Буквально три дня назад пробил оба передних колеса на яме. Ремонт обошелся в круглую сумму, потому что пришлось еще и подвеску чинить. А что касается ямочного ремонта, то он, конечно, ситуацию не спасет. А вообще, если выделять какой-то самый разбитый участок, то я стараюсь не ездить в Зубчаниновку – там вообще нет дороги, одни направления».
«Без нецензурных слов наши дороги не опишешь, – возмущается автовладелец Дмитрий. – Дороги в Самаре просто отвратительные. Я бывал во многих городах и могу уверенно сказать, что у нас худшие дороги. Люди из деревни приезжают, удивляются, какие у нас дороги. Неудивительно, что у нас часто происходят аварии из-за ям. Сам в прошлом году на Ракитовском шоссе попал в такую ситуацию – вылетела стойка. А выделить самый плохой участок я не могу – у нас что чемпионство? Кандидатов на это звание в Самаре много».
Всего в этом году планируют отремонтировать ямы на 35 000 квадратах – это две длины Московского шоссе. Как следует из заявки, размещенной на сайте госзакупок, стоимость ямочного ремонта в Отрадном на площади 2250 кв. м начинается от 2 млн рублей.
На дороги выходят всего пять бригад, но они не успевают справиться с объемом. Так, в среду, 4 апреля, в Самаре из-за ямы попал в ДТП мужчина. Он проехал по луже, которая скрывала под собой глубокую выбоину. Водитель отделался сломанным носом.
Кроме того, водителей возмущает и то, что ремонт на самых загруженных участках дорог ведется с 08:00 – а это часы пик в Самаре. Все это оборачивается тем, что в это время на ремонтируемых участках образуются пробки в оба конца.
Между тем, федеральные власти решили «одним ударом» решить сразу все проблемы с российскими дорогами. Они выделили 62 миллиона рублей из федерального бюджета на рекламу дорог. Пиаром будет заниматься Росавтодор. На полученные деньги ведомство будет снимать ролики о строительстве новых трасс, а также о том, какие у нас в России замечательные дороги.