По народному преданию, самарские дороги красны не только ямами, но и хамами. Гости столицы губернии, да и сами самарцы частенько жалуются, что редко когда удается проехать из точки А в точку Б, не столкнувшись с грубостью или очевидным нарушением ПДД.
Если говорить серьезно, то действительно не раз интервьюеры Doroga63.ru жаловались на то, что самарские водители самые невоспитанные в России. Казалось бы, вечные пробки и перманентно разбитый асфальт должны были сплотить наших автомобилистов. Однако на деле сплошь и рядом происходят аварии из-за того, что кто-то кому-то не уступил.
«С хамством сталкиваюсь очень часто, к сожалению, – говорит маркетолог автосалона «Ford – Автомир» Михаил Попов. – С откровенным нарушением правил тоже. Чаще всего этим злоупотребляют водители в наглухо затонированных автомобилях, чаще всего с так называемыми блатными номерами. Бороться с дорожными хамами нужно комплексом мер. Одни из них вполне реальны, другие более фантастичны. Реальные методы борьбы – это видеоконтроль на всех сложных перекрестках города, видеозаписи от самих участников движения (сейчас телефоны позволяют делать разборчивые видео), пропаганда взаимного уважения на дороге во всех СМИ региона и страны. Нереальные (практически невыполнимые) методы борьбы – это восстановление институтов хорошего воспитания: семья, школа, вуз; беспристрастная работа (без дифференцированного подхода к нарушителям) всей системы ГИБДД. Кроме того, сами люди, облеченные властью, должны показывать первыми пример равноправия на дороге. Если начать все это в комплексе делать, то, может, наши дети будут более корректными и законопослушными на дороге. А так пока перспектив к улучшению не видно».
Правда, многие уверены, что дорожное хамство – явление для России повсеместное. И Самара тут мало чем отличается от других городов. Противники этой теории часто приводят в пример Казань как город с хорошими дорогами и вежливыми водителями. «В Казани на дорогах, как и везде, две беды: собственно дороги, которые похожи на улицы укрепрайона после массированной артподготовки, и пробки, которые, как ни странно, являются следствием катающихся по улицам хамоватых дураков, – рассказывает казанский журналист и водитель Александр Данилов. – Простой пример того, как из-за одного-двух умственно отсталых водителей возникает пробка в целом районе: перекресток, красный-зеленый, на зеленый едет поток. Медленно и печально. Зеленый кончается, часть авто остается на стоп-линии, потому что видно – перекресток забит, за ним затруднено движение и выезжать на перекресток смысла нет. Однако уже на желтый выезжают одна-две машины (обычно полностью тонированные «девятки» или «чепырки» с пацанвой), которые упираются в зад стоящим машинам и блокируют проезд поперечного потока. Этот поперечный поток постепенно блокирует еще 2 перекрестка, за ними встают еще 4, за ними – геометрическая прогрессия. А эти, так сказать, водители сидят в собственноручно созданной пробке и ругают кого ни попадя, обвиняя в заторах городские власти. Кроме того, для Казани характерно явление «в каждой дырке затычка» – это водительская мания залезть в любую щель, образовавшуюся на дороге. В результате царапины, разборки и еще большие заторы. И все из-за одного водилы, который решил, что всех умнее и сможет пролезть и всех объехать. Ну а вообще, в Казани сильно развита привычка не уступать, то есть перестроиться в потоке проблематично. Причем чем больше машина похожа на сарай или ведро с гайками, тем более неприступен и важен водитель – ни за что не уступит. Владельцы дорогих иномарок в большинстве своем более интеллигентны и дружелюбны».
Еще одна проблема на дорогах – отсутствие взаимного уважения. Водители не хотят уступать пешеходам, пешеходы не хотят ждать, когда проедут машины. Кроме того, водители проявляют неуважение по отношению к другим водителям. Чаще всего это выражается в том, что кто-то кому-то не уступил и тот ему в отместку начинает подрезать. И хорошо еще, если такой маневр обернулся лишь плохим настроением того, кого подрезали. Хуже, если реванш завершается дорожно-транспортным происшествием. Один из громких примеров – авария, произошедшая у кладбища «Сорокины хутора» 26 мая 2011 года. Водитель «Тойоты» подрезал «Мазду», которая не пожелала уступить дорогу. Опасный маневр привел к гибели 3 человек. Сам водитель «Тойоты» при этом умудрился ни в кого не врезаться. Как бороться с такими автомобилистами и можно ли их наказать? Можно, говорят в ГИБДД, главное – иметь видеорегистратор.
«В наших правилах есть два пункта, которые относятся к этому нарушению, – говорит начальник отделения по исполнению административного законодательства УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Вадим Кобер. – Это пункт 8.4, который гласит о том, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, а при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». Кроме того, есть пункт 1.5, который обязывает водителя вести себя на дороге так, чтобы не причинить никому ущерб. Вот за нарушение пункта 8.4 наступает административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 100 рублей». Штраф небольшой, однако мало кому доставит удовольствие. Поэтому если у вас есть запись на видеорегистраторе, где видно нарушение и можно различить госномер нарушителя, то можно смело направлять ее в ГИБДД. Однако при этом следует быть готовым к тому, что вас вызовут в Госавтоинспекцию для уточнения обстоятельств происшествия.
Фото: Видео Андрея СЁМОЧКИНА