За последние семь дней в области в ДТП попали 18 пешеходов. В 10 случаях были виноваты водители автомобилей. В самарской госавтоинспекции составили свод правил, которые могут помочь пешеходам избежать трагедии.
В период с 9 по 15 мая в губернии произошло 18 аварий, в которых получили травмы или погибли пешеходы. И лишь в восьми случаях пешеходы сами были виноваты. Так, 9 мая в два часа ночи пьяный 25-летний парень переходил дорогу через проспект Масленникова на отрезке от улицы Ново-Садовой до Скляренко. «Молодой человек не стал искать пешеходный переход и смело шагнул на проезжую часть. И через пару секунд его сбил «Фольксваген». Травмы были настолько тяжелыми, что пешеход еще до приезда врачей впал в кому третьей степени», – рассказали в отделе пропаганды ОГИБДД УВД по Самаре. Также травмы получают дети, которые остаются без пригляда родителей. 10 мая в Тольятти под колеса авто угодил 11-летний мальчик, который, гуляя с мамой, попытался перебежать через дорогу. Ребенок сломал предплечье. В этот же день в Самаре на Ташкентской в ДТП попал 9-летний мальчик. Он гулял с мамой и неожиданно выбежал на дорогу из-за стоящего автомобиля. Похожая ситуация произошла 14 мая в селе Исаклы. Четырехлетняя девочка, которая гуляла с мамой, выбежала на дорогу и попала под автомобиль. Ребенка госпитализировали с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга и переломом бедра. 13 мая под «Тойоту Ленд Крузер» попала 4-классница, которая переходила Некрасовскую вне зоны пешеходного перехода.
Но чаще пешеходы получают травмы по вине водителей. В большинстве случаев их сбивают на нерегулируемых пешеходных переходах – видимо, водители надеются что пешеход успеет пройти и не сбрасывают скорости. Реже – аварии происходят на регулируемых переходах. 10 мая в Тольятти под колесами «газели» погибла 73-летняя пенсионерка, которая в этот момент переходила дорогу по зебре. 12 мая также в Тольятти водитель сбил 65-летнюю пенсионерку на переходе и скрылся. Двумя днями позже в Автограде водитель КАМАЗа, заехав на тротуар, проехал по ноге 13-летнего подростка. 15 мая 20-летняя девушка наехала на 23-летнего пешехода, который стоял рядом с припаркованной машиной – в результате он оказался зажатым между двумя автомобилями.
«В 50-60% случаев ДТП с участием пешеходов виноваты водители, в остальных – пешеходы – рассказал на первой видеоконференции ГИБДД депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. – Я считаю, что повышать штрафы для пешеходов не следует. Они и так наказаны, получив травму. Нужно решать проблему другими методами. Во-первых, большинство пешеходов гибнет во тьме – не видят их водители. Нужно обратить внимание на это. Кроме того, необходимо приподнять уровень зебры на 3-4 сантиметра – это заставит водителей притормаживать. Также нужно создавать искусственные неровности перед переходами. Сами переходы нужно оборудовать видеокамерами. Кроме того, пешеходные переходы устарели. Нужны новые стандарты, которые будут учитывать потоки машин. А лучше создавать подземные и надземные переходы. Пешеход должен чувствовать, что он под надзором».
В самарской ГИБДД считают, что безопасность пешехода сейчас в больше степени зависит от него самого. Поэтому в ГИБДД разработали свод правил поведения на дороге для пешеходов.
1. Пешеход должен двигаться по тротуарам.
«Какие бы меры госавтоинспекцией не предпринимались, культура поведения на дорогах зависит от каждого участника дорожного движения и заключается в простом – соблюдении Правил дорожного движения, – комментирует начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Владимир Бочаров. – Пешеход должен двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, где отсутствует контакт с транспортными средствами. Однако не следует идти по самому краю тротуара, прилегающего к проезжей части дороги. Оступившись, пешеход может оказаться неожиданно на проезжей части. Задеть пешехода могут и транспортные средства, особенно с прицепом, движущиеся рядом с тротуаром, так как отклонение прицепа при маневрировании может достигать 1,5 м».
2. Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия на перекрестках – по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости обозначенных пешеходных переходов пешеход должен перейти дорогу под прямым углом к ее продольной оси, чтобы наименьший период времени находиться на проезжей части. Нельзя принимать решение о пересечении автодороги на закругленных участках, а также в местах, с ограниченной видимостью из-за наличия транспортных средств или иных препятствий.
3. Перед тем как выйти на проезжую часть, пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся машин и их скоростной режим. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров. «Средняя скорость пешехода составляет около 1,2 м/с, это позволяет ему пересекать дорогу шириной 7-10 метров за 6-8 секунд. Скорость автомобиля вне населенного пункта составляет около 90 км/ч или 25 метров в секунду, а в населенном пункте – 60 км/ч, то есть 17 метров в секунду. Данные расчеты позволят пешеходу определить безопасную дистанцию между собой и автомобилем», – говорит Владимир Бочаров. Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда.
4. Если не тротуара, пешеход должен двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств. Это позволит увидеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. Идти нужно как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению автомобилей.
5. В темное время суток нужно обозначать себя световозвращающими элементами.
6. Если пешеход растерялся на дороге, он должен знаками показать водителю, что он собирается делать. Иногда водитель испытывает затруднения из-за неопределенного поведения пешехода на дороге, когда он выходит и останавливается, не зная, как действовать в возникшей ситуации. В этих случаях пешеходу необходимо отойти на безопасное место, сделать знак рукой или предпринять такое действие, которое однозначно было бы понятно водителю приближающегося транспорта.
Разумеется, никто не снимает ответственности с водителей. Водитель должен учитывать, что в определенных ситуациях пешеходу необходимо предоставлять преимущественное право на движение, иначе он может испугаться быстро приближающегося транспорта и неожиданно изменить направление, сделав непредвиденный маневр. Кроме того, часто пешеходы появляются на дороге из-за стоящего автомобиля, или другого препятствия, ограничивающего обзор. Чаще всего это происходит там, где транспортное средство останавливается прямо на проезжей части дороги, имеющей недостаточную ширину или возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств – барьеров, сеток и т. п. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов должен соблюдать следующие меры предосторожности: снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта, при появлении пешеходов внимательно следить за его действиями и быть готовым к экстренной остановке автомобиля.
Подъезжая к пешеходному переходу, водитель должен оценить обстановку – проследить за поведением пешеходов и водителей соседних автомобилей. Если движущийся впереди по соседней полосе транспорт затормозил, то, возможно, что он остановился, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо притормозить или остановиться и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.
Фото: фото с сайта gibdd.gus-info.ru