На самарских дорогах появились пешеходные зебры нового поколения. В качестве эксперимента дорожные службы города вместо стандартных белых полос стали использовать 3D-изображения. Это создает обман зрения. Водитель воспринимает зебру, как объемное препятствие на дороге. Главная цель этого эксперимента – повысить безопасность на городских дорогах.
В Самаре на двух перекрестках появились 3D-зебры. Это новшество должно повысить безопасность городских дорог и снизить количество ДТП с участием пешеходов. Зебры нового покления нанесли на пересечениях улиц Чернореченская-Дачная и Промышленности-Витебская. Вблизи первого перекрестка находятся детский сад и школа №148. На втором расположена остановка общественного транспорта с большим пассажиропотоком. По данным ГИБДД, эти перекрестки являются наиболее опасными для пешеходов. Идея использовать 3D-изображения на пешеходных переходах в Россию пришла из Японии. Сегодня эта технология используется в Калиниграде и в Красноярске. А в Волгограде по такому же принципу наносятся плоские лежачие полицейские.
Принцип работы такой разметки простой. «На дорожное полотно наносится стандартная белая разметка, – говорит заведующий сектором контроля за содержанием технических средств организации дорожного движения департамента благоустройства и экологии мэрии Самары Игорь Кузнецов. – Затем дорожники добиваются трехмерного эффекта за счет светоотражающей краски других цветов и геометрии ее нанесения».
Для пешеходов обман не слишком заметен. А вот водителей заставит притормозить перед пешеходной зоной, которая им будет казаться объемным препятствием. Особенно сильным этот эффект объемности будет в ночное время в свете фар. Кроме того, на перекрестках установили светодиодные предупреждающие знаки на солнечных батареях. По словам консультанта отдела организации дорожного движения департамента благоустройства и экологии Фаниса Ибрагимова, оборудование одного пешеходного перехода обходится в 40 тысяч рублей. Это не намного дороже обычной разметки с обычными дорожными знаками. «Зато новинка отлично себя зарекомендовала на участках дорог с недостаточной освещенностью», – утверждает специалист городского депртамента. Днем знак подзаряжается от солнца. Ночью – подсвечивается светодиодами.
Пока 3D-зебра – это только эксперимент. Высока вероятность, что со временем водители привыкнут к «обманкам» и перестанут обращать на них внимание. Еще один вопрос, который разрешит только время: не окажутся ли пешеходные переходы опаснее для водителей, чем для пешеходов. Водитель Артем Усманов рассказывает, что, когда первый раз на улице Дачной увидел «бетонные блоки на дороге» – ударил по тормозам. Побоялся за подвеску машины. «Едва избежал ДТП. Хорошо, что сзади никого не оказалось, – говорит Артем. – Если бы за мной кто-то ехал, он бы точно не успел затормозить». В Госавтоиспекции тоже опасаются, что не все водители будут спокойно реагировать на видимое препятствие на дороге.
Сейчас сотрудники ГИБДД вместе с представителями департамента мониторят ситуацию на данных участках дорог. По мнению работников сферы благоустройства, пока новые технологии себя оправдывают. Эксперимент продлится в течение двух месяцев. Если 3D-зебры будут хорошо работать, то объемную разметку нанесут на всех опасных участках. По данным городского управления ГИБДД, в Самаре 66 перекрестков с наиболее напряженной аварийной обстановкой.
В первую очередь такие обманки планируют нанести возле школ. Определить образовательные учреждения, возле которых будут нанесены 3D-зебры, должны в Госавтоинспекции. Однако то, что 3D-разметка приживется в Самаре, еще не факт. Как говорят специалисты департамента благоустройства, эффект объемности работает только на ровном дорожном полотне. Учитывая состояние самарских дорог, это новшество далеко не везде окажется эффективным.
Фото: Фото с сайта Vashamashina.ru