Российские дороги могут стать платными для дальнобойщиков. Компаниям, которые занимаются грузоперевозками, придется оплачивать каждый километр пути. Самарские перевозчики готовятся считать убытки.
Проект постановления подготовило Министерство транспорта России. Документ предлагает сделать движение большегрузного транспорта по дорогам страны платным. 3,5 рубля – такую сумму придется отдавать дальнобойщикам за каждый километр пути. По проекту, в стране должна появиться компания-оператор, которая бесплатно оснастит перевозчиков бортовыми компьютерами. Техника будет отсчитывать километраж и передавать данные оператору через спутниковую систему. Без бортового компьютера грузовые автомобили смогут передвигаться только по согласованным маршрутам. По проекту постановления, к большегрузным автомобилям относятся грузовики с общей разрешенной массой более 12 тонн. По мнению авторов идеи, эта мера поможет улучшить состояние дорог. Все деньги, полученные с перевозчиков, планируется направлять на ремонт трасс.
Самарские дальнобойщики бьют в набат. По их мнению, это еще один способ «задушить» перевозчиков налогами. «Наш бизнес и так не самый прибыльный, – говорит старший менеджер по грузоперевозкам ООО «Сплав» Олег Мольков. – Во-первых, конкуренция на российском рынке грузоперевозок сейчас высокая. Плюс ко всему, транспортный налог не снижается, цены на горюче-смазочные материалы постоянно растут. Из-за «хороших дорог» грузовики приходится часто ремонтировать. Все это выливается в большие расходы. Если мы станем платить еще и за передвижение по стране, большинство перевозчиков встанет. К чему это приведет, догадаться не трудно».
Однако, по мнению президента самарского некоммерческого партнерства перевозчиков «Поволжье» Николая Короткова, ни одна компания, занимающаяся доставками грузов, в накладе не останется. «Никто работать в убыток себе не станет, – говорит Николай Кортков. – Если с перевозчиков станут брать копейку за километры, они накинут эту копейку в стоимость перевозок. И тогда это отразится на кармане простых покупателей. Подорожает все, включая продукты питания».
Об этом же говорит председатель клуба взаимопомощи дальнобойщикам «Братишка» Кирилл Карташков. По его мнению, любое повышение тарифов на перевозки приведет к скачку цен на товары. «Сегодня перевозчики и так находятся не в лучшем положении. Себестоимость одного километра грузоперевозки составляет 40 рублей. Такая сумма может покрыть все расходы, включая затраты на ГСМ, ремонт фуры и зарплату водителя. Но в реальности доход перевозчиков составляет 25-30 рублей. Иначе клиенты не станут с нами работать. Когда повысились цены на топливо, дальнобойщики попытались поднять стоимость перевозок. Большинство заказчиков отказались работать по «задранным» ценам».
По мнению всех участников рынка, 3,5 рубля за километр – это слишком высокий тариф. И не факт, что новый налог сможет улучшить состояние дорог. «Кто вообще видел и знает, что такое «дорожный фонд»? Никем кроме наших чиновников не контролируется, сколько средств поступает в этот фонд, и куда уходят собранные деньги. Когда поднимали стоимость горючего, тоже обещали, что отменят транспортный налог, а часть дохода от продажи топлива пойдет на ремонт дорог. Дороги как были, так и остались плохими. Транспортный налог никуда не делся, а ГСМ все дорожает», – говорит Кирилл Карташков.
Кроме того, для дальнобойщиков и так хватает ограничений. «Например, многотонники сейчас не пускают в часть регионов страны в дневное время. Это связано с ограничением проезда в жаркую погоду. Расплавленный на солнце асфальт не выдерживает нагрузки. В итоге грузовики простаивают, – рассказывает президент самарского некоммерческого партнерства перевозчиков «Поволжье» Николай Коротков. – А движение в ночное время приводит к увеличению аварийности на дорогах».
Фото: Фото с сайта Autoride.ru.