Все чаще автолюбители, которым небезразлично качество звука, дополняют колонки и стереомагнитолу в автомобиле специальными динамиками, способными сместить диапазон звука в сторону нижнего предела.
Сигнал в 20-150 Гц не особенно влияет на стереоэффект, поэтому его выделяют в один канал и оформляют одним акустическим корпусом. Это сохраняет пространство салона автомобиля и упрощает схемное решение. Известно, что звук басовых частот распространяясь, огибает препятствия, следовательно, установить сабвуферный корпус можно в любом незанятом месте автомобиля.
Для изготовления акустического короба используют различные материалы: пластик, фанеру, ДСП. Процесс оформления сабвуфера для каждого заказа состоит из проектирования и расчета акустической системы, устройства корпуса и монтажа системы в автомобиль. Особой популярностью пользуются системы фазоинверторные закрытые и системы с пассивными динамиками.
Главной задачей конструирования сабвуферной системы является получение наилучшего соотношения звукового давления, создаваемого передаточной функцией, и комплексного выходного сигнала. Существуют компьютерные программы для расчета конструктивного решения корпуса акустической системы. Заложив изначально параметры сабвуфера, в итоге вы получите рекомендуемые характеристики.
Для сабвуферной системы акустический корпус является важнейшим элементом. Необходимо, чтобы в нем было достаточно внутреннего объема для локализации динамика, а также он должен обладать необходимой прочностью: как механической, так и акустической. Принцип работы сабвуфера динамического типа состоит в уплотнении воздуха перед диффузором и разряжении его с обратной стороны в направлении оси. Величины давлений при этом одинаковы с обеих сторон, но обратны по фазе, а значит, если изоляция поверхностей динамика отсутствует или недостаточна, возникнет акустическое короткое замыкание. Чтобы этого не произошло, нужно сделать возможным фазовый сдвиг акустического сигнала, распространяемого с обратной стороны диффузора. В основном для этого устанавливают замкнутую в виде корпуса звуковую панель-перегородку.
Форма корпуса тоже оказывает свое влияние, например, на образование стоячих волн из-за собственного резонанса корпуса. Для предотвращения образования стоячих волн, динамик смещают от центра акустического корпуса. Особенно неудачной признана кубическая форма корпуса, когда динамик находится на одинаковом расстоянии от всех его стенок.
Системы закрытого типа имеют наиболее простую конструкцию, но отличаются хорошими акустическими характеристиками. Частотный диапазон в этом случае зависит от объема корпуса. Он должен быть достаточным для установленного динамика, иначе давление внутри корпуса будет выше, наружного, а значит, тона более низкие будут ослабляться.
В фазоинверсных корпусах используют прямоугольные или цилиндрические трубы, способные воспринимать обычно определенную частоту. И акустическое оформление в этом случае требует профессионализма и опыта. Если допустить ошибки в расчетах, конструировании и настройке фазоинвертора, то акустическая система будет «бубнить». Передаточная функция такой системы имеет высокую чувствительность к расстройке и после ее установки просто необходима точная ее подстройка.