Новые иномарки станут дешевле – таков итог вступления России в ВТО. Однако власти уже придумали, как замотивировать россиян покупать отечественные авто. Подержанные иномарки, которые являются основными конкурентами вазовской продукции, уже осенью должны подорожать.
На прошлой неделе Россия стала членом Всемирной торговой организации. Благодаря этому в стране должны значительно уменьшиться ставки ввозной таможенной пошлины. По оценке экспертов, в среднем ставка уменьшится с 9,6% до 7,5-7,8%. Теперь и новые, и подержанные машины младше 7 лет облагаются таможенным сбором в размере 25% (вместо 30% и 35%). Через три года пошлины начнут снижаться на 2,5% в год – до 15%. На подержанные машины они снизятся до 20% к 2018 году. Отметим, что пошлины были повышены в кризисные времена. Однако радоваться тому, что ставки снизятся, потребители будут недолго – в России введут утилизационный сбор для иномарок. Министерство промышленности и торговли уже определило ставки утилизационного сбора. Самой высокой будет пошлина за мощные и дорогие иностранные машины – 600 тысяч рублей. В сущности, введение утилизационного сбора является не чем иным, как очередной мерой поддержки отечественного автопрома. Предполагается, что иностранные компании, импортирующие машины в Россию, будут оплачивать сбор деньгами, а местные автопроизводители будут предоставлять гарантии утилизации. Однако как это будет происходить на деле, пока неясно. По прогнозам экспертов, базовая ставка для легковых автомобилей будет в пределах 20 тысяч рублей. Коэффициент утилизационной трудоемкости для новых легковых автомобилей (не более 10 пассажиров, масса не более 3,5 тонн) с объемом двигателя не более 1,5 л составит 0,5. Для той же категории машин с мотором не более 1,8 л – 1. С мотором не более 2,5 л – 1,5. Для машин с мотором не более 3 л – 1,8. С мотором не более 3,5 л – 3. И для машин с мотором более 3,5 л – 3,6. Коэффициент утилизационной трудоемкости для подержанных легковых автомобилей по тем же критериям объема двигателя будет соответственно: 2 (не более 1,5 л), 2,8 (не более 1,8 л), 3,8 (не более 2,5 л), 6 (не более 3 л), 10 (не более 3,5 л) и 13,5 (более 3,5 л). Коэффициент трудоемкости утилизации для новых импортных автомобилей будет соответственно: 4,1 (не более 1,5 л), 5,85 (не более 1,8 л), 7,8 (не более 2,5 л), 13,8 (не более 3 л), 19,3 (не более 3,5 л) и 30,7 (более 3,5 л).
Согласно федеральным СМИ, к произведенным в России автомобилям с мотором менее 1,3 л будут применять двойной понижающий коэффициент, то есть сбор составит около 10 тысяч рублей. Коэффициенты утилизационной трудоемкости для новых коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей полной массой до 3,5 тонн составят 2,25. Для машин полной массой от 3,5 до 5 тонн – 3,75; от 5 до 20 тонн – 11,75; свыше 20 тонн – 15. Для тягачей, самосвалов (для бездорожья) и прочей спецтехники – тоже 15.
Ставки для подержанных машин данной категории составят: 5 (с полной массой до 3,5), 6,75 (полной массой от 3,5 до 5 тонн), 17,5 (полной массой от 5 до 20 тонн), 37,5 (полной массой свыше 20 тонн), 22,5 (тягачи), 17,5 (самосвалы для бездорожья), 35 (прочая спецтехника).
Базовая ставка для автобусов составит 300 000 рублей. В этой категории коэффициенты будут зависеть от длины автобуса. Для новой техники сбор варьируется от 150 тысяч рублей (длиной до 5 метров) до 750 000 рублей (12-18 метров), для старой – от 240 000 рублей до 1 410 000 рублей соответственно.
Сбор будут оплачивать физические или юридические лица, которые ввозят автомобили на территорию России или производят их в нашей стране. Денежные поступления от сборов будут идти на компенсации затрат тех организаций, которые будут осуществлять утилизацию автотранспортной техники.
Между тем эксперты уже прогнозируют повышение цен на подержанные автомобили. «Да, мы слышали, что повысятся цены на подержанные иномарки, но пока точно не знаем, насколько и с какого времени», – говорит продавец подержанных авто в Самаре Альберт.
«Я слышал, что осенью резко подорожают иномарки, – говорит самарец Илья Рыкунов. – Поэтому не стал ждать и купил себе машину еще летом. Конечно, хотелось бы еще поискать вариант получше, но не хочется переплачивать».