Выпуск ё-мобилей отложили на конец 2014 года, хотя сборку новых машин планировалось начать в финале 2012-го. Руководители проекта объясняют это проблемами с разработкой кузова для ё-кроссовера, которой занимались американские компании, сообщает «Коммерсантъ». Якобы начальные сроки сдачи проекта они сорвали, и теперь доработкой будут заниматься инженеры «Ё-Авто». Таким образом, предсерийные образцы появятся не раньше 2013 года, потом предстоит сертификация, а серийное производство в лучшем случае запустят в конце 2014 – начале 2015 года.
3 сентября компания «Ё-Авто» объявила о смене руководства. На место Андрея Бирюкова, который возглавлял проект с самого начала, назначен Андрей Гинзбург, ранее занимавший должность главного конструктора. Глава проекта взял на себя ответственность за сорванные сроки и покинул пост. При этом, являясь президентом холдинга «Яровит», он сообщил, что по-прежнему будет финансировать «Ё-Авто». Известно, что сейчас уже освоено 80 млн евро из 150 млн, заложенных в бюджет проекта.
«Могу с полной уверенностью заявить, что проект будет в полном объеме завершен с отклонением по срокам. Главная причина у нас – это то, что один наш американский контрагент, подрядчик по разработке кузова, не выполнил свою работу», – цитирует господина Бирюкова «Коммерсантъ».
Из собственных источников изданию стало известно, что речь идет об американской компании JVIS, которой поручили техническую разработку каркаса кузова для кроссовера. Проект они должны были представить еще в декабре прошлого года, потом тянули время до весны и в итоге передали совершенно сырые наработки, утверждает Андрей Бирюков. Тем временем глава JVIS заявил изданию, что о ситуации ничего не известно и компания довольна сотрудничеством с российскими заказчиками.
Тем не менее работы над проектом не останавливаются, утверждает Андрей Гинзбург. На официальном сайте «Ё-Авто» он пояснил, что этап проектирования завершен и сейчас проводится оценка технических решений: «Мы намерены уже в следующем году приступить к сертификации нашего инновационного продукта, – комментирует ситуацию новый глава проекта. – Во втором квартале мы представим для испытаний предсерийные прототипы, которые также будут доступны для тест-драйвов нашим потенциальным покупателям, оформившим предзаказ».
Кстати, предварительный заказ ё-мобиля сделали почти 200 000 автолюбителей.
«На мой взгляд, проект все же дойдет до стадии реализации, так как в него уже были вложены деньги, однако насколько он будет соответствовать заявленным характеристикам, пока неизвестно. Я думаю, инвесторы сделают все, чтобы запустить проект как можно раньше, поскольку в будущем конкуренция в сегменте может усилиться, в особенности со стороны зарубежных производителей, – считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – 2-2,5 года достаточно для организации серийного производства. При этом проект автомобиля уже разработан, насколько мне известно, сейчас пока проблемы с кузовом. А завод уже перешел в стадию строительства, так что остается только обеспечить логистику. Проблемы могут возникнуть, если придется искать дополнительное финансирование, так как привлечь сейчас инвесторов под весьма рискованный проект будет трудно».
Между тем, еще 26 августа блогер Андрей Панкин после общения с Андреем Бирюковым сообщил о переносе сроков выпуска ё-мобилей. И причины назывались иные – якобы из-за новых правил сертификации: «Старт продаж на данный момент <...> зависит в основном от сроков поставки технологического оборудования и элементов самой машины. Так как по правилам, вступающим в силу с 2014 года (а именно по требованиям этих правил и собираются сертифицироваться «ёшники»), сертификацию может пройти только машина, выпущенная именно на том заводе и том оборудовании, на котором будет выпускаться серийная машина (по словам Бирюкова, раньше было достаточно опытно-промышленной партии, полностью соответствующей по технологии серийной). Так что пока на заводе не будет полностью отлажен технический процесс и выпущена первая партия машин, сертификация не начнется. В свете вышесказанного мой совет тем, кто до последнего оттягивал продажу машины в надежде дождаться «ёшки», – берите смело сейчас новую машину. К моменту, когда подойдет ваша очередь, вы уже успеете на ней поездить и в то же время продать по хорошей цене», – пишет Андрей Панкин.
Может быть, не стоило вовсе затевать этот проект? По крайней мере зацикливаться на гибридном варианте. Сейчас в России не хватает недорогого компактного автомобиля, который может быть доступен массовому потребителю. Создать отечественный автомобиль с отличными потребительскими свойствами, надежный и с привлекательной ценой – разве это не значит получить признание и популярность? По сути, сейчас «Ё-Авто» предлагает «виртуальные» машины по цене от 360 до 450 тысяч рублей. За эти деньги под брендом «Ё» могли продавать автомобили с тем же дизайном, но без наворотов в начинке: с обычным ДВС, трансмиссией, металлическим кузовом. Зачем было уходить в дебри, строить пиар-кампании на уникальных технологиях? Когда многим автомобилистам нужен обычный и доступный транспорт, который сейчас в своем роде тоже уникум.
В общем, полной ясности в ситуации со срывом запуска ё-мобилей до сих пор нет. Возможно, это недопонимание между заказчиками и подрядчиками. Высказывались мнения, что в «Ё-Авто» сами не знают, чего хотят. «Вокруг проекта пока гораздо больше шума, чем конкретики. Не исключено, что участники проекта пока еще и сами не определились, что он будет собой представлять. Соответственно, пока нет окончательной ясности, что и каким образом завод будет собирать, можно проводить только начальные этапы проекта, – считает аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. – Строительство зданий, но никак не установку оборудования, дизайн кузова, испытание и отладку двигателя и других агрегатов. Пока такой ясности не возникнет, сколько-нибудь серьезно говорить о сроках не приходится. Не исключено, что весь проект изначально задумывался как мощный пиар-ход, и никто не собирался в него вкладываться по-настоящему».
Не исключено, что истинные причины кроются в сроках налаживания производства, и в компании погорячились с запуском в 2012-м году. Блогер под ником Ren Limo регулярно выкладывает видеоотчеты с поездок на место строительства завода под Санкт-Петербургом, и на последнем ролике видно, что в июле завершалось возведение здания. Сейчас, по словам гендиректора Группы «ОНЭКСИМ» Дмитрия Разумова (соинвесторов проекта. – Прим. ред.), на заводе идет монтаж оборудования.
В любом случае, какими бы ни были причины последних изменений, они не красят имидж ё-мобилей, в появление которых многие до сих пор не верят.
Фото: Фото с сайта Yo-auto.ru