В Самаре ДОСААФ продемонстрировало свои возможности.
Спутниковая система
- Мы находимся на территории комплексного учебного центра, который включает четыре автодрома: автоматизированный для обучения водителей категории В, военный - для грузовых автомобилей, кранодром и бронедром для подготовки водителей гусеничных машин, - председатель реготделения ДОСААФ России по Самарской области генерал-майор танковых войск Василий Плавченко лично начинает экскурсию.
Автоматизированный автодром построен с использованием новейших технологий, в том числе системы спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Процесс полностью автоматизирован: местоположение машины определяют спутники, реперные точки привязаны к габаритам авто, они молниеносно переносятся на сканированную карту площадки, транслируя их на мониторы в диспетчерский пункт и дисплей в автомобиль курсанта. Погрешность составляет 5 см, то есть при выходе за контрольные точки это фиксирует система и сигнализирует звуком и объявлением, вроде: «Вы неправильно завершили маневр поворота».
Кстати, совершить каждое из положенных упражнений очень непросто, в том числе для людей с правами (и даже с большим стажем вождения). Нужны специальные навыки, приобретаемые лишь опытным путем. Позднее нам, журналистам, самим представилась возможность в этом убедиться.
- Эта система была задумана для того, чтобы максимально исключить влияние человеческого фактора на процесс контроля сдачи экзаменов, - гордится Плав-ченко. - Автоматизированный автодром есть еще на ул. Свободы, но он устарел. Один такой же современный, с новейшим оборудованием, как этот, - в Тольятти. В Самаре же он такой единственный. Сегодня мы ведем переговоры с ГАИ области для того, чтобы принимать здесь экзамены с правом последующего получения водительского удостоверения. Пока тут только обучаются.
Командный пункт
Компьютер сам подсказывает совершенные ошибки, инструктор лишь наблюдает. Параллельно данные поступают в диспетчерский центр, расположенный на втором этаже рядом стоящего здания с солидным названием «Командный пункт». Мы поднимаемся туда - автодром как на ладони. По нему ползают автомобили, наблюдаем за ними в огромное окно. Одновременно могут сдавать экзамен сразу восемь курсантов, обучаться - 16.
- Сдающему экзамен авансом начисляется 100 баллов, - рассказывает старший мастер производственного обучения по подготовке специалистов массовым техническим профессиям Валерий Парфенов. - Затем, когда он начинает проходить маршрут, за каждое неправильно совершенное действие начисляются штрафные баллы: 20 таких «очков» и более - экзамен не сдан. Контрольное время экзамена -10 минут, за которые обучающийся должен успеть выполнить все 12 учебных упражнений и получить не меньше 80 баллов в итоге. За разные нарушения снимается определенное количество баллов - от 5 до 25.
Направления движения указаны стрелочками, учащиеся приступают к выполнению заданий. Система пищит, на экранах диспетчерских мониторов странно-бурой расцветки карта, по которой медленно движутся зеленые квадратики, имитирующие авто конкурсантов...
Парфенов протягивает мне два листочка - экзаменационные листы. Первый этап практической части сдавали двое: первый получил всего 10 штрафных баллов, ему зачет, второй - аж 50. Среди нарушений обоих отмечены самые распространенные здесь ошибки - «остановили ТС на расстоянии более 0,3 м перед СТОП-линией».
Кранодром
У въезда на территорию учебного центра четыре крана поднимают и опускают разные грузы, имитирующие ракету, оконный проем здания, какие-то трубы и каркасы.
- В инженерные войска попал - ясно, что он грузит, в ракетные - ракеты соответственно, - охотно комментирует заместитель председателя реготделения ДОСААФ России по Самарской области полковник запаса Владимир Бобров. - Мы готовим водителей категории С и автокрановщиков. Одновременно можем обучать 100 автокрановщиков и столько же механиков-водителей для Вооруженных сил и других министерств, где есть военная служба. За 201112 годы выпустили полторы сотни специалистов для Минобороны: в ракетные и инженерные части.
Ребята фактически бесплатно получают профессию за счет Министерства обороны РФ. За 570 часов, или 5,5 месяца обучения, Министерство платит 14 тыс. рублей на подготовку одного специалиста. Программа обучения включает 60 часов вождения, 30 часов практики управления краном, остальное - теоретическая часть.
- Конкурс есть, ребята идут с удовольствием, - говорит Бобров. - Хотя и трудно им сочетать эти занятия с учебой в начальных и средних профессиональных заведениях. Взаимодействуем с военным комиссариатом.
- Помню, нас, школьников, в УПК на «автоделе» пугали тем, что придется лежать под сломанными машинами на морозе, - вспоминаю я.
- Техника меняется, прогресс не стоит на месте, - философски отвечает Бобров. - Сейчас большая часть обслуживания и эксплуатации отдана на аутсорсинг гражданским организациям. Хотя у нас есть классы: лабора-торно-практических занятий, по устройству и обслуживанию, ремонту и регулировке.
Автопарк центра включает пять кранов, с учетом принятия нового табеля по оснащению техникой на группу в 25 человек должно быть четыре единицы техники.
Бронедром
Рядом расположились два МТ-ЛБ. Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный, говорится в военной энциклопедии. Советский плавающий бронетранспортер создан для транспортировки людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях для перевозки личного состава моторизованных стрелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).
Легкобронированные тягачи впечатление производят, хотя в пулеметных каналах стволов не видно. Механиков-водителей, по словам Боброва, готовят для Кошкинской технической школы.
Генерал и его армия
- С чем вы связываете начало возрождения ДОСААФ? - спрашиваю Плавченко. - Хотя ваши коллеги не хотят говорить о том, что эта структура была если не мертва, то долгое время забыта. Тем не менее сегодня видно, что эта некогда самая популярная среди молодежи и мощная организация по начальной подготовке военных кадров переживает некую эпоху Ренессанса, в том числе в нашем регионе. И многие связывают эти наблюдения непосредственно с вашим сюда приходом.
- Я бы не стал говорить, что с моим приходом, поскольку во всей стране произошло переосмысление и пришло понимание, что детьми надо заниматься, -скромничает генерал-танкист. - И в 2009 году вышел приказ Президента России о возрождении системы ДОСААФ с целью усиления военно-патриотического воспитания молодежи. С 2010 года из общественной организации РО-СТО была воссоздана общественно-государственная организация ДОСААФ.
- Как относитесь к идее возрождения уроков НВП в средней школе?
- Положительно. С учетом сокращения периода срочной военной службы, начальную военную подготовку необходимо преподавать на уроках в выпускных классах средних школ. Причем с использованием опыта наших высококлассных военных специалистов. А существующий курс так называемого ОБЖ ничего в этом смысле не дает.
Справка
Плавченко Василий Антонович отслужил в ВС 33 года, сменил 13 мест (Киевский, Одесский военные округа, Группировка советских войск в Германии, Москва, Закавказский военный округ, Дальневосточный и др.). Демобилизовался в звании генерал-майора с должности начальника бронетанковой службы тогда еще Приволжского военного округа. Занимался бизнесом, затем работал заместителем главы администрации Ленинского района г. Самары. Председатель ДОСААФ России Сергей Маев пригласил поработать в этой системе, в которой и трудится успешно уже на протяжении трех лет.