26 апреля 2013 года Госдума России в третьем чтении приняла законопроект, вносящий изменения в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях. Документ подразумевает множество нововведений.
Законопроект должен привести российское законодательство в соответствие с требованиями международной конвенции о дорожном движении.
Сейчас закон предусматривает пять категорий транспортных средств: A, B, C, D и E. Они указывались в водительских удостоверениях старого образца.
С 1 марта 2011 года в России появились новые водительские удостоверения, в которых были добавлены категории BE, CE, DE (автомобили категорий B, C и D с прицепами максимальной массой более 750 кг), «трамвай» и «троллейбус» (для последних двух категорий ранее выдавались свои удостоверения).
Зачем?
Новые водительские права с увеличенным списком категорий транспортных средств (с сопутствующей расшифровкой) введены для того, чтобы полиция зарубежных стран могла определить, какими именно машинами имеет право управлять водитель.
Новый законопроект закрепляет указанные в водительских правах новые категории, а также вводит новую ─ M (мопеды и легкие квадроциклы). При этом, категории «трамвай» и «троллейбус» получают обозначения Tm и Tb. Кроме того, законопроект вводит и подкатегории транспортных средств: A1, B1, C1, D1, C1E и D1E. Они уточняют особые характеристики транспортных средств, например, максимальную разрешенную массу, количество пассажиров, а также возможность использования прицепов разрешенной массой более 750 килограммов.
К категории A1 относятся мотоциклы с объемом двигателя менее 125 кубических сантиметров и мощностью не более 11 киловатт.
К категории B1 - трициклы и квадроциклы.
C1 - автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 7,5 тонн.
D1 - машины с числом сидячих мест более девяти, но меньше 16.
C1E и D1E ─ автомобилы категорий C1 и D1 с прицепами разрешенной максимальной массой более 750 килограммов.
Все эти категории и подкатегории оговорены международной конвенцией о дорожном движении.
Зачем?
Депутаты полагают, что введение дополнительных категорий и подкатегорий упростит процедуру получения водительских удостоверений гражданами России. Например, после вступления в силу закона россиянам, желающим ездить на тяжелых внедорожниках массой более 3,5 тонн, теперь не понадобится обучаться и сдавать экзамен на вождение полноценного грузовика с категорией C. Вводится более узкая специализация водителей, причем, обратной силы подкатегории не имеют: если водитель с категорией C может управлять автомобилями и категорий C1 и C1E, то человек, получивший права подкатегории C1E, управлять грузовиком не может.
На мопед с 16 лет
Второе значительное изменение, предусмотренное законопроектом, касается мопедов и скутеров. Они подпадают в новую категорию M. После вступления закона в силу всем владельцам мопедов младше 16 лет будет запрещено управлять таким транспортом. Тем, кому исполнилось 16 лет, необходимо будет сдать экзамены и получить водительское удостоверение соответствующей категории. Мы писали об этом подробно.
Зачем?
Парламентарии оправдывают ограничения тем, что неуклонно растет количество ДТП, виновны в которых 13-14-летние «байкеры».
Самостоятельную подготовку к экзаменам в ГИБДД запретят
После того, как закон вступит в силу, прийти на экзамен в Госавтоинспекцию можно будет только после окончания автошколы. Законопроект предусматривает аккредитацию автошкол в ГИБДД, благодаря которой они получат право самостоятельно проводить теоретический и часть «площадка» практического экзамена. Сдавать вождение на улицах города, как и раньше, придется в подразделении Госавтоинспекции.
Зачем?
Парламентарии объясняют нововведение тем, что при самостоятельной подготовке будущие водители не получают важные знания - навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи и выбора оптимальной скорости движения на дороге в зависимости от погодных условий и времени суток.
Максим Агеев