Новый транспортный налог, который предлагают ввести с 2015 года, уже окрестили «экологическим». Он будет рассчитываться совсем иначе, нежели действующий.
Минфин предлагает рассчитывать транспортный налог по таким основаниям, как объем двигателя, возраст и экологический класс автомобиля. Данную схему разрабатывают совместно с Минпромторгом. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов не исключает, что нововведение может вступить в силу уже в 2015 году. «Я не могу сказать, что даю вам гарантию, что с 2015 года так будет, но нам бы хотелось – чем быстрее, тем лучше», – добавил замминистра. Пока что специалисты выясняют, какие последствия могут быть в каждом регионе, и согласно полученным результатам предложат соответствующие ставки.
Замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов считает, что сначала на новый транспортный налог нужно перевести коммерческий транспорт. «Тем самым можно было бы простимулировать обновление автопарка», – считает Алексей Рахманов. По его данным, из 2,6 млн эксплуатируемых в России коммерческих автомобилей 64% старше восьми лет.
Сейчас ставка налога зависит от мощности двигателя автомобиля. Есть ли смысл высчитывать его по объему двигателя? В настоящее время все большее количество двигателей оснащают турбиной, в результате чего при малом объеме достигается большая мощность. Учитывая это, новый налог вряд ли сможет принести в казну больше средств. А вот экологический класс автомобиля – объективный параметр. Чем больше машин, соответствующих высоким экологическим стандартам – тем меньший ущерб наносится окружающей среде. Эксперты считают, что новая схема расчета транспортного налога не до конца оптимальна. «Если ты ездишь на автомобиле, ты платишь за бензин, то есть возвращаешь в бюджет налоги с поездки, – говорит главный эксперт Всероссийского Общества Автомобилистов Андрей Карлов. – А если твоя машина постоянно стоит в гараже – зачем тогда человеку платить за то, чем он не пользуется?». Во Всероссийском Обществе Автомобилистов уверены: правильнее всего было бы включить транспортный налог в стоимость бензина, что практикуется в большинстве европейских стран.
«Плясать» нужно не от лошадиных сил или объема двигателя, а от расхода бензина, – соглашается с Андреем Карловым самарский автомобилист Виталий Зеленский. – Понятно, что к лошадиным силам проще привязаться, но ведь кому-то нравятся мощные автомобили. И с бензином все честно – сколько наездил, столько и заплатил. Сейчас ты платишь налог за то, что имеешь возможность содержать мощный автомобиль».
Новый налог уже называют «экологическим». Отсюда главный вопрос – какими будут ставки на старые авто с неэкологичными двигателями? Если высокими, то инициатива действительно сможет простимулировать граждан и, в первую очередь, коммерческие организации, приобретать более экологичные авто. Это может сказаться на потреблении топлива, и, чтобы избежать убытков, компаниям придется поднимать цены на бензин. Если же ставки на неэкологичные двигатели будут низкими – ситуация сильно не изменится, и на дорогах останутся все те же «коптящие» старые грузовики и автобусы.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА