Автошколы могут начать штрафовать за плохую подготовку водителей. Соответствующую инициативу рассматривает Мосгордума. Для Самары подобное нововведение будет как никогда актуально – по мнению руководства облГИБДД, знания ПДД и навыки вождения у сегодняшних водителей-новичков находятся на плачевно низком уровне. Однако сторонние эксперты подвергли критике предлагаемые санкции.
Качество обучение в самарских автошколах оставляет желать лучшего. Об этом неоднократно заявляли представители облГИБДД. Несмотря на то что на сегодняшний день свои услуги по обучению навыкам вождения и ПДД предлагают более полусотни учреждений, качество их услуг не повышается. Об этом свидетельствуют ежегодные проверки надзорных органов и статистика аварий. «В настоящее время, к сожалению, Госавтоинспекция фактически не контролирует выполнение лицензионных требований. В том числе качество процесса обучения и материально-техническую базу. Сейчас мы ждем нового постановления, которое должно более полно конкретизировать требования к учебным заведениям и полномочия ГИБДД по контролю», – говорит начальник УГИБДД МВД РФ по Самарской области Игорь Антонов.
Последнее громкое ДТП с участием молодого водителя произошло в начале апреля текущего года. Девушка с четырехдневным стажем вождения выехала на «Лифане» на Красноглинском шоссе на встречку. В результате произошло столкновение с «Ленд-Крузером». Жертвами той аварии стали два человека: водитель «Лифана», которая сейчас находится в коме, и ее пассажирка, которая перенесла несколько операций и сейчас проходит курс восстановления.
Впрочем, готовящееся на правительственном уровне постановление, целью которого станет ужесточение лицензирования автошкол, не единственная мера воздействия. Так, Мосгордума рассматривает сейчас инициативу, согласно которой школы, чьи ученики стали виновниками серьезных ДТП в первые месяцы после получения прав, будут серьезно оштрафованы. Как пишут федеральные СМИ, депутаты предлагают санкции в размере до десяти тысяч евро за аварию. По мнению народных избранников, вероятность быть оштрафованными на столь серьезную сумму заставит владельцев автошкол более ответственно подходить к обучению будущих водителей.
Однако самарские эксперты не видят перспективы у данной инициативы. Так, председатель комитета по законодательству, законности и правопорядку Самарской губернской думы Юрий Шевцов уверен, что подобный закон не примут. «Здесь имеются явные противоречия с федеральным законодательством, – комментирует народный избранник. – В Мосгордуме, по всей видимости, находится очень много «горячих» голов. Ведь для того чтобы сделать виновником аварии третье лицо, нужно будет перекроить практически все наше законодательство. Это очень сложный процесс, я не знаю, зачем вводить такие сложные «надстройки» в законе». Депутат считает, что для того чтобы снизить аварийность на дорогах, нужно бороться с коррупцией. Этим должна заниматься полиция. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую права получают те, кто и «баранки в глаза не видел». Но это вина не только автошкол, хотя и им тоже следует уделять больше внимания практической части обучения. С мнением народного избранника согласен и директор автошколы «Лидер» Сергей Гордашников. «Здесь можно провести аналогию с медицинскими университетами, которые никогда не несли ответственности за то, какими врачами стали их выпускники, – комментирует он. – Мы тоже работаем с живыми людьми, за каждого из которых не можем отвечать. Тем более что экзамен по итогам обучения принимают сотрудники ГИБДД, то есть они решают в итоге – получит человек права или нет. Так почему отвечать должны только мы?»
В заключение стоит напомнить, что попытки взять автошколы под жесткий контроль предпринимались неоднократно. Так, в 2012 году шла речь о введении специальных «зачеток» для обучающихся вождению. Руководство ГИБДД также предлагало отправлять плохих учеников на повторное обучение. Однако практически ни одна из них на сегодняшний день не реализовалась.
Фото: Фото с сайта Рolitbirzha.ru