Ситуация с нестабильным курсом валют негативно сказывается на автомобильном рынке. Некоторые бренды не смогли противостоять кризисной ситуации. Одни производители решили сократить модельную линейку автомобилей, продаваемых в России. Другие же и вовсе уходят с российского рынка.
Seat – четвертый раз на те же грабли
На этой неделе громкое известие пришло от концерна Volkswagen, а точнее, от его дочернего предприятия Seat. В конце этого года испанский бренд сворачивает свою деятельность в России, официальные дилеры закрывают салоны, а персонал будет уволен.
Испанская марка не смогла пережить падение спроса, к которому привели слабый рубль и экономические проблемы в стране. При этом это уже четвертая попытка компании закрепиться на российском рынке. Однако уход Seat во многом связан не только с курсом валют, но и с неправильной политикой компании в нашей стране.
Во-первых, Seat никогда не пользовался особой популярностью в России, несмотря на то, что все автомобили были построены на агрегатах дочернего концерна Volkswagen. Во-вторых, узнаваемость бренда и доверие к нему простых обывателей было ничтожно низким. В-третьих, в России есть бренд SKODA, который так же, как и Seat, принадлежит Volkswagen. Испанцы не смогли пережить внутренней конкуренции, а потому вынуждены уйти. Цены на модели Seat были выше, а то и сопоставимы со SKODA, хотя в иерархии Volkswagen испанцы стоят на ступень ниже чехов. В-четвертых, у SEAT не очень привлекательная линейка моделей для потребителя. В-пятых, у компании Seat нет собственного производства в России, все автомобили марке приходилось ввозить, соответственно, в кризис пришлось бы повышать цены.
Итогом стало серьезное падение спроса. Всего за 2014 год Seat продал в России 1324 автомобиля – в два раза меньше, чем в 2013 году. Импортировать автомобили из-за падения рубля в дальнейшем не имеет смысла. В российском представительстве Seat заверяют, что все гарантийные обязательства перед клиентами будут выполнены, а сервисное обслуживание автомобилей возьмут на себя дилеры Volkswagen. Однако на практике владельцы автомобилей Seat могут оказаться никому не нужны.
Первыми тревогу забили в Российской ассоциации автодилеров. Из-за ухода марки сильнее всего могут пострадать не только владельцы машин, но и сами дилеры. Сейчас на территории нашей страны у марки насчитывается 24 дилера, один из них в Ростове. Что будет с клиентами ростовского дилерского центра, неизвестно. Представители автосалона отказались комментировать сложившуюся ситуацию.
Президент Ассоциации российских автодилеров Владимир Моженков обратился к главе «Фольксваген Груп Рус» Маркусу Озеговичу и руководителю марки Seat Роману Кузьмину открытым письмом, в котором просит рассмотреть возможность расстаться с дилерами цивилизованно. В частности, за оставшийся месяц с небольшим дилеры просят Seat выкупить у них все средства идентификации бренда и POS-материалы, оказать поддержку в распродаже стоков автомобилей и оригинальных запасных частей, а также выкупить оригинальное спецоборудование, приобретенное дилерами для обслуживания автомобилей исключительно данной марки. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, в 2013 году Seat продал в России 3375 машин, в этом году всего 1324.
Luxgen – россияне не поняли
Главной ошибкой тайваньского бренда стало переоценка своих возможностей на российском рынке в кризисное время. Во-первых, машины изначально позиционировались как премиальные и стоили в районе полутора миллионов рублей, что очень пугало рядового покупателя. Выложить круглую сумму за полукитайский автомобиль решились лишь единицы. Во-вторых, хотя в Luxgen заявляли, что они из Тайваня, уйти от имиджа китайского автопрома им так не удалось, несмотря на относительно неплохое качество. В-третьих, недоверие к бренду и неизвестность марки сыграли с Luxgen злую шутку. Более того, у бренда была одна единственная модель SUV7, за два года работы было продано всего 143 автомобиля. Не помогло компании даже наличие собственного производства Derways в Черкесске. В октябре Luxgen заявил об уходе.
Dodge – 26 машин в год
Испанский бренд не стал первым на вылет, чуть раньше за бортом российского авторынка оказался американский Dodge. Например, по итогам прошлого года американская марка реализовала в нашей стране всего 192 машины, но компания не ушла из России. В этом году продажи стали еще ниже. В 2014 году новых автомобили марки Dodge купили только 26 россиян.
Chrysler, FIAT, Alfa Romeo – кандидаты на вылет
По мнению экспертов аналитического агентства «Автостат», следующими кандидатами на вылет могут оказаться концерн Chrysler вместе с брендами FIAT и Alfa Romeo. В этом году Chrysler продал в России 145 автомобилей. Марка держится в России исключительно за бренд Jeep, продажи которого так же падают. Итальянский FIAT продал в 2014 году 6331 автомобиль, при этом наблюдается снижение продаж.
Если курс рубля будет снижаться дальше, то итальянцам придется свернуть деятельность в России, а вместе с FIAT уйдет и его «дочка» Alfa Romeo. У компании нет производства в России, соответственно, все ввозимые автомобили подорожают на 20-25%, FIAT не сможет конкурировать с более сильными игроками.
Peugeot-Citroen – могут пострадать частично
У французского концерна PSA дела идут не очень хорошо не только в России, но и во Франции. Часть персонала французских заводов планируется отправить на пенсию. Продажи автомобилей также стабильно падают. Уходить из РФ французы, конечно, не собираются, но модельный ряд намерены сократить.
Уже подтверждено, что в России больше не будут продавать компакт Peugeot 107 и, возможно, его соплатформенник Citroen C1, не будут продавать и спорткупе RCZ. Модельный ряд производимых на российском заводе автомобилей пока остается без изменений. Это адаптированные для России седаны С-сегмента Peugeot 408 и Citroen C4.
Фото: Фото производителей и из архива редакции