Мы привыкли иронизировать над несуразными и зачастую просто глупыми законами и правилами Америки и Европы. Тем не менее, попадая за границу, руссо туристо чаще всего становятся очень законопослушными водителями. То ли из страха получить серьезный штраф, то ли из желания хоть немного стать европейцем. Так, может быть, имеет смысл, изучив опыт других стран, ввести некоторые из их правил в нашей стране? Или понять, на какие народы ни в коем случае нельзя равняться.
Богатые больше платят (Финляндия)
В Финляндии, остановив нарушителя, сотрудник ДПС потребует у него не только документы, но и справку о доходах. Точнее, прямо на трассе он этого делать, может, и не станет. Но сумма штрафа будет напрямую зависеть от благосостояния водителя, а именно – от его дневного заработка. Поэтому взыскания в несколько тысяч евро здесь не редкость. К примеру, в 2001 году одному из топ-менеджеров компании Nokia Ансси Ванйоки был выписан штраф 116 000 евро за превышение скорости. Впрочем, он сумел доказать в суде, что доходы его не настолько высоки, и реально оплатил всего 6000.
Еще один любитель быстрой езды в 2009 году газанул на 150 000 евро. Он ехал со скоростью 99 км/час по дороге, где разрешено только 50 км/час. Однако после уточнения суммы доходов нарушитель лишился только 15 000 евро и прав. А вот миллионер Юсси Салоноя в 2004 году попал в Книгу рекордов Гиннесса. Он гнал по Хельсинки с «бешеной» скоростью 80 км/час при разрешенной вдвое меньше. Полиция выписала штраф в 170 000 евро, подача апелляции в окружной суд уменьшила сумму до 100 000.
Стоит ли говорить после этого, что большинство горячих финских водителей, особенно небогатых, ездят предельно аккуратно. Правда, в России такая практика вряд ли сработает. Уж если наши граждане скрывают свои доходы от налоговой, то от ГИБДД тем более.
Пешеход всегда неправ (Китай)
А вот с кого брать пример нам точно не нужно – так это с китайцев. Тамошние дороги – зрелище не для слабонервных, поскольку пешеходы буквально носятся перед машинами, как камикадзе. И даже там, где есть светофоры, они мало помогают, водители не пропускают пехоту. Те отскакивают от гудков, перебегая между рядами. До тех пор, пока не собирается критической массы, позволяющей целиком перекрыть автомобильное движение.
Дело в том, что пешеходные переходы в этой стране просто обозначают то место, где китаец может проскочить, пока нет автомобилей. Водителям строго запрещено останавливаться перед зебрами – за это можно и штраф получить. Сделано это для того, чтобы не тормозить лишний раз плотный дорожный трафик. В то же время за сбитого пешехода наказание здесь довольно суровое – если в результате ДТП он получил тяжкий вред здоровью или инвалидность – суд может обязать водителя до конца жизни оплачивать потерпевшему расходы на лечение и восстановление.
Ну и в заключение стоит добавить, что КНР уже несколько лет занимает «лидирующие» позиции в мире по числу погибших в результате ДТП. Одной из основных причин называют водителей-самоучек и не слишком высокие штрафы. Многие китайские водители покупают права, а правила дорожного движения и навыки вождения осваивают уже самостоятельно во время передвижения по городу. В общем, все как у нас.
Оружие, наркотики, антирадары? (Европа)
В России сегодня радар-детектор, наряду с видеорегистратором, установлен чуть ли не в каждом первом авто. И в принципе его использование не запрещено законодательно, хоть и не разрешено. А вот во многих странах Европы нельзя не то что использовать, но даже иметь подобный девайс. Это Норвегия, Финляндия, Венгрия, Швейцария, Швеция, Литва, Франция, Бельгия, Дания. Среди автомобилистов гуляют страшилки о том, как пограничники, заметив на лобовом стекле следы от присосок, «шмонают» автомобиль, словно ищут взрывчатку или наркотики. Найдя прибор, выписывают огромный штраф, а устройство кладут под колесо автомобиля.
И слухи действительно имеют под собой реальное основание. В странах, где даже владение радар-детектором запрещено, вам выпишут штраф, а девайс конфискуют. В Люксембурге за его использование можно и в тюрьму угодить. В Финляндии – конфискация и штраф, в зависимости от зарплаты (см. выше).
На самом деле в большинстве стран Европы водители и без всяких радаров стараются не нарушать. Поскольку любой участник движения может позвонить в полицию и пожаловаться, что его обогнал нарушитель. И можно не сомневаться, что «гонщика» оштрафуют. В России не действует правило неотвратимости наказания. Поэтому взамен борьбы с детекторами у нас придумали более эффективное решение. Вместо реальных камер на трассах очень часто стоят устройства, имитирующие их сигнал. В ГИБДД считают, что это дисциплинирует водителя, заставляя его сбрасывать скорость.
Высокие! Высокие отношения! (Германия)
Самые культурные водители живут, пожалуй, в Германии. И не потому, что они хорошо воспитаны, а потому, что брань на дорогах им слишком дорого обходится. Тратиться же впустую бюргеры не привыкли. Особо темпераментных автомобилистов и вовсе лишают свободы. Самый большой штраф предусмотрен за демонстрацию среднего пальца – суды в разных городах Германии оценили его от 2000 до 4000 евро.
Дотошные немцы даже составили целый список эмоций и ругательств, которые неуместны на дороге. Это и упомянутая демонстрация среднего пальца, и согнутая в локте рука, и даже высунутый язык. Минимальный штраф за подобные оскорбления – 200 евро, максимальное наказание – лишение свободы на срок до двух лет. Особенно дорого обходится в этой стране несдержанное общение со стражами порядка. Удовольствие сообщить полицейскому, что он «Clown in Uniform!» («Клоун в форме!»), обойдется вам в 1500 евро.
Нам кажется, это отличная практика. Если культуру вождения в некоторых соотечественниках не воспитали ни родители, ни автошкола, возможно, этому помогут многотысячные штрафы. Конечно, при условии, что «награда» неизбежно найдет героя.
Сегодня не твой день (Филиппины)
Одно из ПДД на Филиппинах гласит, что по понедельникам на дороги запрещено выезжать автомобилям, чьи номерные знаки оканчиваются на 1 и 2. Соответственно, по вторникам стоят в гараже машины с номерами на 3 и 4, по средам – на 5 и 6, по четвергам – 7 и 8, по пятницам – 9 и 0. Сделано это для того, чтобы разгрузить перенаселенные азиатские города, дороги которых каждый день наводняются сотнями тысяч местных маршруток – джипни, загрязняющих своим выхлопом и без того неважную экологию.
Удивительно, почему властям российских мегаполисов до сих пор не пришло в голову столь простое и гениальное решение проблемы пробок?
Фото: Использованы фото с сайтов Myparts.ge, Karin.stampis.com