Безопаснее для машины, удобнее для ее владельца и доступнее для его кармана: с каждым годом ГБО совершенствуется и трансформируется в новые, более продвинутые версии. Пока системы пятого поколения врываются на самарский авторынок, эксперты вспомнили, какой путь эволюции прошло газобаллонное оборудование, и оценили потенциал новинки.
Время первых: каким было ГБО полвека назад
История современного газобаллонного оборудования для машин начинается в теперь уже далеких 70-х. Тогда в обиход автомобилистов вошли установки первого поколения — с полностью механической регулировкой подачи топлива.
Оборудование требовало проверки каждые 10 000 километров, сильно зависело от состояния воздушного фильтра и не имело системы защиты от избыточного давления в баллоне. Последнее порой приводило к тому, что установленный баллон раздувался и приходил в негодность.
Был у системы и еще один недостаток. В таком ГБО после редуктора стоял тройник-дозатор, который ограничивал подачу газа в карбюратор. Подкрутить дозатор и снизить объем топлива можно было буквально вручную. К этому лайфхаку прибегали «находчивые» автомобилисты, заметив, что машина стала больше есть. В итоге вместо решения проблемы с увеличением расхода они получали двигатель, который работал на обедненной смеси топлива. А это в свою очередь вело к прогару клапанов.
Как любой первопроходец, это ГБО не было совершенным. Но почти 30 лет не имело серьезной альтернативы. Пока на горизонте не появились инжекторные автомобили с датчиком кислорода.
Небольшой, но прогресс: чем отличилось ГБО второго поколения
Следующий этап эволюции ГБО пришелся на начало и середину нулевых. Его принципиальное отличие заключалось в следующем: теперь вместо дозатора в системе использовали шаговый двигатель, а блок управления этого устройства подключался к штатному датчику кислорода и считывал с него информацию.
Хотя стремительного развития этот тип ГБО не получил, за ним значится как минимум один значительный прорыв. Новая установка снизила расход на 15–20%. Но и без недостатков не обошлось: с этим ГБО при нарушениях в системе зажигания были возможны хлопки во впускном коллекторе.
Третье — проходное, четвертое — прорывное
По словам экспертов, особое различие между ГБО-3 и ГБО-4 неподготовленный пользователь не заметит — в России машины с оборудованием третьего поколения можно буквально пересчитать по пальцам. Почему же оно не прижилось?
— ГБО-3 в нашей стране действительно не получило распространения ввиду его экономической нецелесообразности. По сути, оно представляло переходную модель четвертого поколения, только впрыск осуществлялся не фазированным. Но и его до сих пор используют. Например, сейчас ГБО-3 можно встретить на стареньких машинах из Голландии, — прокомментировал представитель компании «Автомобильные газовые системы» Денис Сорокин.
А вот между вторым и четвертым поколением ГБО — разница существенная. От предшественников более новый тип отличается редуктором-испарителем, который выдает большее давление, новым блоком управления и газовыми форсунками. В этом поколении предусмотрели ограничение работы оборудования на низких температурах: машина заводится на бензине и, только когда редуктор нагреется, переходит на газ. Если же в процессе газовое топливо достигнет низкой температуры, система вновь переключается на бензин.
Преимущества еще и в том, что вероятность разрушительных хлопков во впускном коллекторе у таких установок снизилась до минимума, а подача газа в цилиндр стала более точной. Кроме того, у автовладельцев нет возможности самостоятельно повлиять на изменения количества газа. По оценке специалистов, ГБО четвертого поколения — в принципе наиболее продуманное. Но время не стоит на месте, и на смену этому оборудованию тоже пришел новый вариант.
Великолепная «пятерка»: в чем плюс новинки
Пятое поколение ГБО в настоящее время — самая свежая версия газобаллонного оборудования на российском рынке. Его принципиальное отличие — в подаче газа. Раньше перед подачей в двигатель топливо нужно было разогреть. В системе нового образца газ в коллектор впрыскивается в жидком состоянии.
— Смена топлива происходит незаметно, даже становится немного непонятно, на каком топливе работает авто. Надо прислушаться, чтобы заметить небольшое цоканье форсунок, — отметил эксперт сервиса «Автомобильные газовые системы».
ГБО пятого поколения проще и доступнее в плане установки: не нужно искать, где разместить редуктор и врезаться в систему охлаждения. Также новая версия более экономичная в обслуживании. У нее нет шлангов, которые требовали замены каждые 2–3 года, в клапане газа всего один фильтр, а стоимость ТО ниже вдвое, по сравнению с предыдущим ГБО.
В целом надежность современных комплектующих позволяет долгое время эксплуатировать оборудование без замены каких либо узлов. Так, трубопровод нового оборудования выдерживает нагрузку в 450 атмосфер — это превышает рабочее давление более чем в 20 раз.
Сделано в Голландии, установлено в Самаре
В Самаре установкой ГБО-5 одной из первых занялась компания «Автомобильные газовые системы». Но в отличие от многих коллег по цеху, курс взяли не на китайское, а на европейское оборудование. Сейчас в сервисе компании самарцы могут установить систему известного голландского производителя, который на рынке уже более 20 лет. Причем с гарантией качественного и профессионального монтажа и обслуживания со своей стороны.
Чтобы установить оборудование, необходимо предоставить автомобиль для осмотра специалисту компании. Затем произвести предоплату, и в течении 2–3 дней мастера сервисного центра назначат дату инсталляции. А после заправки настроят оборудование на разных режимах онлайн.
— Пока на российском рынке организована продажа только пятого поколения, шестое тестируется, а насчет седьмого периодически появляется информация в интернете. Но, думаю, что в большинстве случаев это не более чем маркетинговые ходы. Предполагаю, что ближайшие 10 лет новее жидкого впрыска мы не увидим, — подытожил Денис Сорокин.