Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности с самого момента его принятия не оставляет в покое ни население, ни страховщиков. Многие представители страховых компаний считают, что многочисленные попытки внести поправки в закон об ОСАГО по большей части являются излюбленным способом народных избранников повысить свой личный рейтинг. Такое мнение существует не без оснований, так как результатом большинства «штурмов» почему-то является лишь PR отдельных фамилий и непринятие поправок в целом.
Конец января этого года стал лишь подтверждением данной версии. Тогда два депутата предложили снизить тарифы вдвое, ввести «полис выходного дня», и освободить от уплаты страхового взноса инвалидов. Присутствующие на собрании депутаты за исключением двух проголосовали в поддержку принятия поправок и тем самым занесли себя в список защитников народных интересов. Но коллизия заключается в том, что их число не превысило положенной отметки, и закон был в результате отклонен, хотя практически все были «за». Правда, тогда же не были приняты поправки об увеличении тарифов по ОСАГО на треть, предложенные другим депутатом. Неудивительно, что после этого у многих появляется ощущение постановки битвы с ветряными мельницами. И хотя по большей части это оказывается лишь сотрясением воздуха, высокие скачки давления от подобных известий как у населения, так и у страховщиков все не прекращаются.
Эта неделя не стала исключением. Так, накануне второго чтения законопроекта, обязывающего страховщиков ОСАГО платить неустойку за просрочку со страховой выплатой, председатель Российского союза страховщиков предлагает ввести штраф в 25 тысяч рублей за отсутствие полиса ОСАГО. Стоит ли впадать панику и где здесь рациональное зерно?
Например, законопроект по неустойкам предполагает на данный момент выплату в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы страховой выплаты или не произведенной ее части за каждый день просрочки. Это предусмотрено для страховых компаний, добровольно погасивших свой долг. Вполне реально. Для «неподдающихся» судебное положительное решение может обернуться увеличением неустойки до 50% (но не более самой суммы выплаты). Так же похоже на правду. При этом с введением данных санкций срок для выплаты или мотивированного отказа СК был увеличен в два раза – до 30 дней. Из чего следует, что все-таки ищется компромисс, устраивающий всех. Значит, вероятность воплощения достаточно высока.
Чего нельзя сказать о предложении председателя РСА Андрея Кигима ввести штрафные санкции для автовладельцев, не купивших вовремя полис ОСАГО. Не исключено, что его «принцип равной ответственности» имеет право на жизнь. Ведь именно РСА возмещает ущерб, нанесенный незастрахованными автолюбителями. Но абсолютно не понятно, как эти 25 тысяч рублей будут взиматься с «штрафника», который из-за финансовых трудностей или по другим объективным причинам не смог вовремя оформить полис. Трудно представить, что в намерения г-на Кигима входит долговая яма для пенсионеров-дачников. Не исключено, что данный вопрос будет рассмотрен в том или ином виде. Но столь односторонняя и масштабная по суммам инициатива вряд ли будет иметь дальнейшую поддержку свыше.